Методические
рекомендации
по
преподаванию литературы в 2020-2021 учебном году
(5-11 классы)
Король Г.Н.,
методист отдела русского языка и литературы ДонРИДПО
Рубинская
Н.О., методист отдела русского языка и литературы ДонРИДПО
Особенности организации образовательного процесса по литературе в
2020-2021
учебном году (5-11 класс)
Планирование образовательной деятельности в общеобразовательных
организациях:
В связи с
принятием новых стандартов изменяются
цели и подходы к обучению, применяемые методики и технологии. Одним из
принципиальных отличий ГОС является их ориентация на достижение не
только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на
формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной
деятельности, иначе говоря, - формирование умения учиться.
В современном образовании одной из
актуальных проблем является проблема социализация личности и ее активность в
процессе обучения. Главной задачей учителя является создание таких условий в
обучении, в которых ребенок может занять активную личностную позицию и в полной
мере выразить себя, свою индивидуальность. Признавая социализацию в качестве
одной из задач современного образования, важно вовремя сориентировать ребенка
в социокультурной среде, духовном и
культурном наследии.
Задачами
развития системы изучения и преподавания литературы в
образовательных организациях Донецкой Народной Республики в Концепции
преподавания русского языка и литературы названы следующие:
1) модернизация
содержания образовательных программ по литературе на всех уровнях общего образования (с обеспечением их
преемственности), соответствующих учебных изданий, а также технологий и методик
преподавания литературы;
2) повышение
качества работы преподавателей литературы;
3) развитие
общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации
образовательных программ, в том числе для электронного обучения, инструментов
деятельности обучающихся и педагогических работников;
4) популяризация русского языка и литературы.
В связи с действием режима повышенной готовности обучение
в течение апреля – мая проводилось в дистанционном режиме. Вследствие этого не
вычитаны темы по зарубежной литературе в 6 -10 классах. Нормы контрольных работ
за этот период обучения были выполнены.
Проанализировав
предложения по коррекции основных образовательных программ на 2019-2020 учебный
год, полученные от методических служб городов и районов, рекомендуем начать 2020-2021 учебный год с организации
уроков повторения тем по зарубежной литературе в 6-11 классах и проведения
тестовых проверочных работ на знание текстов изученных произведений зарубежной
литературы:
6 класс Д. Дефо «Робинзон Крузо» Андерсен «Снежная королева», Дж. Лондон «Сказание о Кише
7 класс Антуан
де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
8 класс Роберт
Бёрнс «Честная бедность», Д.Г. Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!..»,
Японская поэзия. Басё и Исса. Хайку
9 класс Русские поэты 20 в. о родине, родной природе и о себе,
Поэты русского зарубежья о Родине
С.Лукьяненко «Чужая боль»
10 класс «Катулл» Гораций, Данте Алигьери
«Божественная комедия» Шекспир «Гамлет» Гёте «Фауст
11 класс Г. Ибсен «Кукольный дом» Б. Шоу «Пигмалион»
Рекомендуем
следующую структуру тестовой контрольной
работы по зарубежной литературе: Приложение№1
и Приложение№2 (образец)
Учебная
деятельность в 2020-2021 уч.г., будет осуществляться по примерной основной
образовательной программе:
Примерная
программа по учебному предмету «Литература. 5-9 кл.» / сост. Данилова И.Н.,
Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 6-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО
«ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 186 с.
Примерная
программа по учебному предмету «Литература. 10-11 кл.
(базовый уровень)» / сост. Данилова И.Н., Мельникова
Л.В., Король Г.Н. – 6-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». –
Донецк: Истоки, 2020. – 149 с.
Примерная
программа по учебному предмету «Литература. 10-11 кл.
(углублённый уровень)» / сост.
Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 6-е изд. перераб.,
дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. –
149 с.
Пособия:
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ И СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Предметная область "ФИЛОЛОГИЯ"
Литература
1. Комплексный
анализ текста на основе краеведческого материала. 5 класс / сост. Г.Н. Король,
О.В. Рыжикова, В.В. Лысяк. – ГОУ ДПО "ДонРИДПО". – Донецк: Истоки,
2020. – 46 с.
2. Литература:
Технологическая карта урока. 5 класс / сост.: Рубинская Н.О., Хитун М.Ф.,
Гуфенко Е.Н.., Болотникова О.А.., Крюкова А.В., Левченко Е.Я.., Панова Е.В..,
Иноземцева О.Л.,/ Волкова Л.В. Ступак Л.В., Макареева О.С., Добровольская Е.А., Украинская Е.В.,
Захарченко Н.Ю. – Донецк: Истоки, 2020. – с. 230 с.
3. Литература.
5 класс. Контрольно-измерительные материалы: для общеобразоват. организаций / сост.
Данилова И.Н.; под ред. Мельниковой Л.В.. – Донецк : Истоки, 2020. – 82 с.
4. Литература
родного края. Учебное пособие. 8 класс / сост. Король Г.Н., Пеньков В.Н.,
Чёрная Г.Л., Савченко Е.А. – Донецк: Истоки, 2020. – 165 с.
5. Литература.
Программы самореализации личности. 10 класс. Составители: Соколова Т.Е. ,
Ионова Ю.В., Иванова И.П. / под общ. ред. Мельниковой Л.В. – Донецк: Истоки,
2020. – с. 165.
6. Литература.
8 класс. Рабочая тетрадь для учащихся "Книжное путешествие": для
общеобразоват. организаций / сост. Рыжикова О.В., Лысяк В.В., Оксанюк Е.В.,
Колосова Е.В.; под общей редакцией Мельниковой Л.В. – В 2-х частях. – Часть I.
– Донецк: Истоки, 2020. - 116 с.
7. Литература.
8 класс. Рабочая тетрадь для учащихся "Книжное путешествие": для
общеобразоват. организаций / сост. Рыжикова О.В., Лысяк В.В., Оксанюк Е.В.,
Колосова Е.В.; под общей редакцией Мельниковой Л.В. – В 2-х частях. – Часть II.
– Донецк: Истоки, 2020. - 166 с.
8. Литература.
8 класс. Рабочая тетрадь для учителя "Книжное путешествие": для
общеобразоват. организаций / сост. Рыжикова О.В., Лысяк В.В., Оксанюк Е.В.,
Колосова Е.В.; под общей редакцией Мельниковой Л.В. – В 2-х частях. – Часть I.
– Донецк: Истоки, 2020. – 116 с.
9. Литература.
8 класс. Рабочая тетрадь для учителя "Книжное путешествие": для
общеобразоват. организаций / сост. Рыжикова О.В., Лысяк В.В., Оксанюк Е.В.,
Колосова Е.В.; под общей редакцией Мельниковой Л.В. – В = 2-х частях. – Часть
II. – Донецк: Истоки, 2020. – 154 с.
10. Сборник
творческих работ победителей Республиканского заочного конкурса эссе "Я
помню. Я горжусь". Серия "Чтобы помнили…" : для общеобразоват.
организаций / сост. Рубинская Н.О. – Донецк : Истоки, 2020. – с. 300.
11. Сборник
творческих работ победителей Республиканской заочной акции памяти "Письмо
солдату". Серия "Чтобы помнили…" : для общеобразоват.
организаций / сост. Король Г.Н. – Донецк : Истоки, 2020. – с. 270 с.
Содержание
школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших
концентра (5-9 и 10-11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы
(5-6, 7-8 классы и 9 класс). Построение курса в 5-6 классах осуществляется
на основе проблемно-тематического подхода с учетом хронологического порядка
подачи материала, что позволяет готовить учащихся к восприятию литературы в ее
историческом развитии. В 7 классе курс строится на основе объединения
проблемно-тематического и жанрового подходов. В 8 классе курс литературы
строится на основе объединения жанрового и историко-литературного подходов. В 9 классе
программный материал призван не только подытожить приобретенные знания, умения
и навыки учащихся, но и способствовать постижению наиболее существенных сторон литературного
процесса, осмыслению творчества отдельного писателя в историко-литературном контексте.
Существенной для данного этапа работы с учащимися является возможность
использования теоретико-литературных понятий, а также постановка серьезных
вопросов познавательного и нравственно-эстетического порядка. Примерная
программа для 9 класса предусматривает темы монографические (посвященные
творчеству одного писателя) и обзорные (кратко характеризующие обширный
историко-литературный материал, дающие представления об определенном этапе и
явлении в развитии литературы). Курс литературы этого класса строится на историко-литературной
основе, рассматривается как «переходный» по отношению к старшей школе и
организован с учетом возможной допрофильной подготовки учащихся. В 10-11
классах предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной
основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. На этом
этапе изучения углубляются связи между восприятием произведения, его интерпретацией,
анализом и системой теоретических понятий. Главной идеей предлагаемой примерной
программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе,
от нее к русской литературе XVIII, XIX, ХХ и XXI веков.
В каждом из
классов затронута одна из ведущих проблем (например, в 5 классе – внимание к
книге; в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев; в 7
классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как
важнейшая проблема литературы; в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории; в
9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы). В
10 и 11 классах – линейный курс на историко-литературной основе (русская и
зарубежная литература XIX, ХХ и XXI веков).
«Литература
родного края»
предполагает изучение литературной жизни исторически сложившегося региона –
донецкого края; чтение художественной литературы об этом крае и его людях;
пристальное вглядывание в жизнь и творчество писателей, которые родились на
донецкой земле, здесь формировались как личности, черпали силы и вдохновение
для своего творчества, создали шедевры искусства, и тех писателей, которые посещали
наш край и оставили о нем литературное наследие, а порой и детальное их изучение.
Цель уроков изучения литературы родного края – осмысление учащимися глубинной сути
наследия мыслителей родного края, реалий действительности, восприятие и
признание литературно-художественного наследия, воспитание чувства гордости и
патриотизма.
Программа курса
«Литература родного края» будет расширена и обновлена за счет изучения
творчества писателей-современников Донецкой Народной Республики.
С информацией по литературному краеведению можно
ознакомиться на блоге Отдела русского языка и литературы:
К новому учебному году готовится издание Антологии
творчества писателей Донецкой Народной Республики.
Возможны такие виды контрольных работ, как тест;
литературный диктант; развернутый ответ
на вопрос; комбинированная контрольная работа; разноуровневые тестовые задания.
Основными видами
классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к
которым относятся: планы статей учебников, сочинения, изложения, письменные
ответы на вопросы и т.д. По литературе проводятся текущие и итоговые письменные
контрольные работы.
Текущие контрольные
работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала;
их содержание и частотность определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого
материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих
контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его.
Итоговые
контрольные работы проводятся:
- после изучения
наиболее значительных тем программы,
- в конце
учебной четверти,
- в конце
полугодия.
Время проведения
итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки учащихся
определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школ по
согласованию с учителями. В один рабочий день следует давать в классе только одну
письменную итоговую контрольную работу. При планировании контрольных работ в
каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение
всей четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу
четверти, полугодия. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый
день четверти, в первый день после праздника, в понедельник. С целью подготовки
учащихся к итоговой аттестации по литературе рекомендуется максимально использовать
такие формы работы, как сочинения-миниатюры, развернутые ответы на вопросы, ответы
ограниченного объёма (5-10 предложений) на проблемный вопрос, эссе, рецензии и
др. Письменные работы по литературе выполняются на уроках развития речи, в
классном журнале (как и в рабочей программе учителя) обозначаются буквами
«Р.р.». Иногда учитель рядом с буквами «Р.р.» может ставить номер именно урока
развития речи: «Р.р. № 5». Такая запись не нарушает требований к обозначению
данного вида уроков, а обозначает порядок этих уроков в календарно-тематическом
планировании учителя. Запись темы урока развития речи должна соответствовать теме,
обозначенной в календарно-тематическом плане рабочей программы, и отражать вид деятельности
учащегося и учителя. Например, «Классное сочинение по…», «Подготовка к домашнему
сочинению по…». К урокам развития речи относится обучение конспектированию,
тезированию, составлению плана, поэтому в теме урока должно быть четко прописано
«Обучение тезированию. Взгляд Д. Писарева на …». Необходимо помнить, что
письменные работы могут быть обучающими и контрольными, поэтому целесообразно указывать
в записи «Контрольное сочинение…», «Обучающее изложение…», «Обучение
тезированию…», «Обучение конспектированию…» (обязательно указать, на примере
какого произведения). Можно этого не делать, зная норму контрольных работ по
литературе. Тогда в журнале будет 1-2 записи «Контрольное…», а все остальные
записи указывают на обучающий характер работы. Итоговый контроль обязателен.
Важно помнить, что итоговый контроль нельзя проводить на последнем уроке (уроках):
иначе нет возможности прокомментировать результаты, дать возможность учащемуся
исправить отметку. Любой вид контроля анализируется, комментируется, организуется
работа над ошибками.
Методические аспекты организации и дозирования домашней
работы по уровням обучения.
Методика организации
домашней учебной работы может включать следующие этапы:
1. Планирование
(определение целей и функций домашнего задания с учетом взаимосвязи с учебными
целями предстоящего урока). Для предупреждения перегрузки учащихся и правильной
организации домашних заданий необходимо перспективное планирование системы домашней
учебной работы школьников, в который были бы четко определены ответы на вопросы:
что задавать? как задавать? когда задавать на дом? Опыт показывает, что домашние
задания необходимо планировать так же, как и учебный материал, изучаемый на
уроках. Целесообразно разрабатывать систему домашних заданий по изучаемой теме.
При этом учитель определяет объем материалов, распределяет его по отдельным урокам,
определяет форму и объем домашних заданий на каждом уроке, продумывает
рекомендуемые методы для их выполнения, учитывает, что система домашних заданий
должна соответствовать системе уроков по теме.
2. Мотивация (формирование
у учащихся личной потребности в
последующей
деятельности). Учителю необходимо строить свою педагогическую деятельность и образовательный
процесс в целом таким образом, чтобы домашние задания не превратились для
ребенка и его родителей в тяжкий ежевечерний труд. Нужно помнить, что главное
не работа, выполненная дома любой ценой, а интерес ученика к познанию и
уверенность в своих силах.
3. Организация деятельности
учащихся по выполнению домашнего задания (выбор видов домашнего задания, организационных
форм выполнения и времени выполнения). Чтобы учащиеся успешно справились с
домашней работой, задание нужно давать не торопясь, с необходимыми
разъяснениями.
4. Самоконтроль
и контроль (соотнесение целей и полученных результатов, оценка дея
тельности
учащихся, рефлексия учеником своих действий и самооценка).
В основной школе
увеличивается объем материала для домашней работы. Объем домашних заданий по литературе не должен превышать объема
изученного материала на уроке; норма домашнего задания не более 2/3 от объема выполняемой работы на уроке; домашнее задание не
задается на праздничные, каникулярные и выходные дни с 5 по 8 класс, в 9-11
классах домашнее задание на праздничные, каникулярные и выходные дни может быть
задано. В случае необходимости дается
дифференцированное домашнее задание для закрепления материала, для
выполнения его в интересах всего классного коллектива, для развития
индивидуальных способностей обучающихся. Рекомендуется, в некоторых случаях,
творческий характер домашних заданий.
От учащихся требуются более разнообразные умения
самостоятельной работы: умение работать с книгой, работать с картой, делать зарисовки
и пр. В старших классах значительно видоизменяется: наряду с учебником учащиеся
часто используют дополнительные источники знаний (тексты художественных произведений,
научно-популярную литературу, исторические документы ит. д.). Но в целом общая система
домашней работы и здесь сохраняет свои черты, о которых шла речь. Не меньшее
значение имеет в старших классах и применение приемов самоконтроля. Больше
того, при значительном увеличении объема домашних заданий их роль в прочном
усвоении знаний становится еще выше. Эти особенности ведут к разнообразию видов
домашних заданий, увеличению доли заданий творческого характера, чаще даются задания
на длительные сроки. В старшей школе увеличивается количество заданий на самостоятельное
приобретение новых знаний из книг, через наблюдения, опыты. У учащихся появляется
большая возможность работать в том направлении, к которому есть интересы и
склонности. Поэтому шире используется дифференциация заданий, в том числе при
обучении по программам профильного уровня.
Как известно, дифференциация
может идти по двум направлениям: уровневая и профильная. Они находят свое
отражение при организации домашних заданий. Уровневая дифференциация предполагает
разделение класса на несколько групп в соответствии с достижением учащимися уровня
обязательной подготовки. Индивидуализация домашних заданий может быть достигнута
путем увеличения числа заданий для учащихся какой-либо группы класса.
При переходе на дистанционный формат обучения помните, что задача
учителей заключается не в том, чтобы дать как можно больше заданий детям, а в
том, чтобы грамотно и эффективно выстроить их обучение. Задания рекомендовано дать
в виде творческих и проектных работ, организовать групповые работы учащихся
класса с дистанционным взаимодействием с подробным описанием технологии:
например, как ученики сканируют, фотографируют и присылают на проверку
выполненные задания; как подключаются к совместной работе в общем
информационном ресурсе и др. Если ученик изучает необходимую информацию,
проходит тестирования, задает вопросы, делает ошибки — смело можно сказать, что
он учится. Нужно давать обратную связь обучающимся, например, посредством
общего чата. И только когда ученик уже научился, можно говорить о работе на
оценку. Это будет являться итогом работы, которую ранее проделал ученик.
Важнейшей составной частью ГОС являются требования к результатам освоения
основных образовательных программ (личностным, метапредметным, предметным) и
системе оценивания. Требования к результатам образования делят на два типа:
требования к результатам, не подлежащим формализованному итоговому контролю и
аттестации, и требования к результатам, подлежащим проверке и аттестации. Оценка
достижения планируемых результатов в рамках накопительной системы может
осуществляться по результатам выполнения заданий на уроках, по результатам
выполнения самостоятельных творческих работ и домашних заданий.
Задания
для итоговой оценки должны включать:
1)
текст задания;
2)
описание правильно выполненного задания;
3)
критерии достижения планируемого результата на базовом и повышенном уровне
достижения.
Итоговая
работа осуществляется в конце изучения курса литературы выпускниками основной
школы и может проводиться как в письменной, так и устной форме (в виде
письменной итоговой работы, в форме защиты индивидуального проекта). Литература
относится к числу предметов, по которым, по выбору обучающегося, может
осуществляться итоговая проектная выпускная работа.
Результатом
(продуктом) проектной деятельности по учебному предмету «Литература» может
быть:
1)
письменная работа (эссе, аналитические материалы, обзорные материалы,
отчеты
о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
2)
художественная творческая работа (в том числе интегрированного характера),
представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, сценария,
инсценировки, художественной декламации, видеофильма и др.;
3)
материальный объект (словарь, сборник материалов, иллюстраций, компьютерные
развивающие игры и тренажеры по предмету и др.);
4)
отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как
текстовые, так и мультимедийные продукты.
Государственные
образовательные стандарты общего образования предполагают комплексный подход к
оценке результатов образования (оценка личностных, метапредметных и предметных
результатов основного общего образования). Необходимо учитывать, что оценка
успешности освоения содержания всех учебных предметов проводится на основе
системно-деятельностного подхода (то есть проверяется способность обучающихся к
выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач).
Необходимо
реализовывать уровневый подход к определению планируемых результатов,
инструментария и представлению данных об итогах обучения, определять тенденции
развития системы образования. При оценке предметных результатов обучения
литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности
читательской культуры:
I уровень определяется
наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как
истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»).
Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной
«распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с
житейских позиций. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить
содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно,
письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое
эмоциональное отношение к событиям и героям. Качества последних только
называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо. К
основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I
уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов
содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по
действия по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов;
составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).
Условно им
соответствуют следующие типы диагностических заданий:
- выразительно
прочитайте следующий фрагмент;
- определите,
какие события в произведении являются центральными;
- определите,
где и когда происходят описываемые события;
- опишите, каким
вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;
- выделите в
тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и
т.п.) для вас
места;
- ответьте на
поставленный учителем/автором учебника вопрос;
- определите,
выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.
II уровень сформированности
читательской культуры характеризуется тем, что обучающийся понимает
обусловленность особенностей художественного произведения авторской волей,
однако умение находить способы проявления авторской позиции у него пока
отсутствует. Читатель этого уровня пытается отвечать на вопрос «Как устроен
текст?», умеет выделять крупные единицы произведения, пытается определять
связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи
художественного текста. К основным видам деятельности, позволяющим
диагностировать возможности читателей, достигших II уровня, можно отнести
устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием
теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание,
сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из
элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе
сплошного и хронологически последовательного анализа – пофразового (при
анализе стихотворений и небольших прозаических произведений – рассказов,
новелл) или поэпизодного; проведение целостного и межтекстового
анализа).
Условно им
соответствуют следующие типы диагностических заданий:
- выделите,
определите, найдите, перечислите признаки, черты,
повторяющиеся
детали и т. п.;
- покажите,
какие особенности художественного текста проявляют
позицию его
автора;
- покажите, как
в художественном мире произведения проявляются черты
реального мира
(как внешней для человека реальности, так и внутреннего
мира человека);
-
проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному
алгоритму и без
него);
- сопоставьте,
сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте,
так и между
разными произведениями);
- определите
жанр произведения, охарактеризуйте его особенности;
- дайте свое
рабочее определение следующему теоретико-литературному
понятию.
III уровень определяется
умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально
осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел.
Читатель, достигший этого уровня, сумеет интерпретировать художественный смысл
произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение
построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое
построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о
тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?». К
основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей,
достигших III уровня, можно отнести устное или письменное истолкование
художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в
его целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного
целого; создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на
конференцию, рецензии, сценария и т.п.
Условно им
соответствуют следующие типы
диагностических заданий:
1) выделите,
определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.
2) определите
художественную функцию той или иной детали, приема и т.п.;
3) определите
позицию автора и способы ее выражения;
4)
проинтерпретируйте выбранный фрагмент произведения;
5) объясните
(устно, письменно) смысл названия произведения;
6) озаглавьте
предложенный текст (в случае если у литературного произведения нет заглавия);
7) напишите
сочинение-интерпретацию;
8) напишите
рецензию на произведение, которое не изучалось на уроках литературы.
Можно
считать, что читательское развитие школьников, обучающихся в 5–6 классах,
соответствует I уровню; в процессе литературного образования учеников 7–8
классов формируется II уровень; читательская культура учеников 9 класса
характеризуется появлением элементов III уровня. Это следует иметь в виду при
осуществлении в литературном образовании разноуровневого подхода к обучению, а
также при проверке качества его результатов.
Анализ результатов ГИА по литературе указывает на необходимость совершенствования важнейших
умений и навыков, обеспечивающих успешное усвоение учебного курса. К ним
относятся, прежде всего, навыки анализа и интерпретации художественного текста,
а также сопоставительно-аналитические умения, позволяющие устанавливать и
внутритекстовые, и межтекстовые связи, рассматривать конкретные произведения в
широком историко-литературном контексте.
Анализ результатов ГИА позволяет констатировать, что недостаточное знание
текстов художественных произведений, особенно произведений крупных эпических
жанров и лирических стихотворений, является одним из главных пробелов в
современном литературном образовании школьников.
Теоретико-литературные знания учащихся зачастую поверхностны, что,
безусловно, обедняет восприятие ими художественного произведения и затрудняет
создание собственного текста аналитического характера.
Сопоставление ответов экзаменуемых на тесты разных типов позволяет сделать
вывод: задания, ориентированные на лирические произведения, оказываются для них
более сложными, чем те, что отнесены к произведениям эпическим и драматическим.
Это объясняется, прежде всего, жанровым своеобразием произведений: лирику
анализировать труднее. Другая причина заключается в том, что выполнение этих
заданий требует от выпускника определённого уровня начитанности, знания
наизусть лирических произведений, способности уместно цитировать поэтический
текст.
В структуре читательских предпочтений современных старшеклассников это, как
правило, одна из самых уязвимых зон. Наибольшее затруднение у обучающихся вызывают
темы, связанные с понятийным блоком теории литературы.
В целях совершенствования
преподавания курса литературы и повышения уровня подготовки выпускников по
предмету рекомендуется:
- организовывать повторение
пройденного материала, особенно за курс основной школы, выделяя для этого
специальное время в учебной деятельности (при рассмотрении новых произведений
важно привлекать знания по уже изученным темам курса, уделяя внимание
повторению изученного на новом проблемном уровне);
- формировать у учащихся навыки
целостного анализа лирического произведения в единстве его содержания и формы
(особо следует обратить внимание на умения учащихся характеризовать
эмоциональный тон стихотворения, выявлять черты лирического героя, определять
стихотворные размеры);
- в работе с художественным текстом
следует добиваться освоения учащимися литературоведческой терминологии,
необходимой для анализа произведения (особое внимание следует уделить
формированию представлений о литературных направлениях, жанре и жанровых разновидностях
художественных произведений);
- выработать у учащихся
представление о ценности контекстного анализа, о том, что произведение
небольшого объёма (например, лирическое стихотворение) способностью обогащаться
разнообразными смысловыми оттенками за счёт расширения контекста:
литературного, биографического, философского и др. Не увидеть этого «стяжения
контекстов» – значит, не раскрыть всех граней содержания лирического
произведения. Вот почему в старших классах приём сопоставления стихотворения с
творчеством поэта и поэтическим миром его предшественников и наследников
становится предпочтительной дорогой анализа;
- использовать эффективные методики,
помогающие повышать качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе
изучения литературы, овладеть необходимыми видами логически связного, образного
речевого высказывания.
Изучение
литературы в школе решает следующие образовательные задачи:
1) осознание
коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся
произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы;
2) формирование
и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире,
особым образом построенном автором;
3) овладение
процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий художественного текста от научного, делового,
публицистического и т. п.;
4) формирование
умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать
прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном
произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным
художественным смыслам;
5) формирование
отношения к литературе как к особому способу познания жизни;
6) воспитание у
читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать
свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных
жанров, создавать развернутые высказывания творческого, аналитического и
интерпретирующего характера;
7) воспитание
культуры понимания «чужой» позиции, а так же уважительного отношения к
ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности
понимать литературные художественные произведения, отражающие разные
этнокультурные традиции;
8) воспитание
квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
9) формирование
отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа;
10) обеспечение
через чтение и изучение классической и современной литературы культурной
самоидентификации;
11) осознание
значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
12) формирование
у школьника стремления сознательно планировать свое досуговое чтение.
В результате
изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на
базовом уровне научится:
– демонстрировать
знание произведений русской и мировой литературы, литературы родного края,
приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
– в устной и
письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
-
обосновывать
выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента
как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы
и подтексты);
-
использовать
для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения,
носящие проблемный характер и требующие анализа;
-
давать
объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или
более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе
сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность
художественного мира произведения;
-
анализировать
жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей
элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы
изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства
раскрытия и/или развития их характеров;
-
определять
контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном
произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их
художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и
смысловой наполненности, эстетической значимости;
-
анализировать
авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая,
как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует
формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на
читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор
между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
-
анализировать
случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется
отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается
(например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
– осуществлять
следующую продуктивную деятельность:
-
давать
развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать
небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя
целостное восприятие художественного мира произведения, понимание
принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и
культурно-исторической эпохе (периоду);
-
сравнивать
художественные произведения по определённым критериям (по сходству рода, жанра,
сюжета, композиции и т. д.);
-
отбирать
художественные произведения для самостоятельного чтения;
-
выполнять
проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные
обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на
базовом уровне получит возможность научиться:
– давать историко-культурный комментарий к
тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея,
специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
– анализировать художественное произведение в
сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и
субъективных черт авторской индивидуальности;
– анализировать художественное произведение во
взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией,
историей, психологией и др.);
– анализировать одну из интерпретаций
эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм
или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к
произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Выпускник
на базовом уровне получит возможность узнать:
– о месте и значении русской литературы в
мировой литературе;
– о произведениях новейшей отечественной и
мировой литературы;
– о важнейших литературных ресурсах, в том
числе в сети Интернет;
– об историко-культурном подходе в
литературоведении;
– об историко-литературном процессе XIX и XX
веков;
– о наиболее ярких или характерных чертах
литературных направлений или течений;
– имена ведущих писателей, значимые факты их
творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших
«вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной
культуре;
– имена ведущих писателей-представителей
литературы родного края, значимые факты их творческой биографии, названия,
героев и содержание ключевых произведений;
– о соотношении и взаимосвязях литературы с
историческим периодом, эпохой.
Выпускник на
углублённом уровне научится:
– демонстрировать
знание произведений русской, и мировой литературы, литературы родного края в
соответствии с материалом, обеспечивающим углубленное изучение предмета;
– в устной и
письменной форме анализировать:
-
конкретные
произведения с использованием различных научных методов, методик и практик
чтения;
-
конкретные
произведения во взаимосвязи с другими видами искусства (театром, кино и др.) и
отраслями знания (историей, философией, педагогикой, психологией и др.);
-
несколько
различных интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения
(например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения;
серию иллюстраций к произведению), оценивая, как каждая версия интерпретирует
исходный текст;
– ориентироваться в
историко-литературном процессе XIX–ХХ веков и современном литературном
процессе, опираясь на:
-
понятие
об основных литературных направлениях, течениях, ведущих литературных группах
(уметь определять наиболее яркие или характерные черты направления или течения
в конкретном тексте, в том числе прежде неизвестном), знание о составе ведущих
литературных групп, о литературной борьбе и взаимодействии между ними
(например, о полемике символистов и футуристов, сторонников «гражданской» и
«чистой» поэзии и др.);
-
знание
имен и творческих биографий наиболее известных писателей, критиков,
литературных героев, а также названий самых значительных произведений;
-
представление
о значимости и актуальности произведений в контексте эпохи их появления;
-
знания
об истории создания изучаемых произведений и об особенностях восприятия
произведений читателями в исторической динамике;
-
анализировать
художественные произведения писателей-представителей литературы родного края;
-
обобщать
и анализировать свой читательский опыт (в том числе и опыт самостоятельного
чтения):
-
давать
развернутые ответы на вопросы с использованием научного аппарата
литературоведения и литературной критики, демонстрируя целостное восприятие
художественного мира произведения на разных его уровнях в их единстве и
взаимосвязи и понимание принадлежности произведения к литературному направлению
(течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
– осуществлять
следующую продуктивную деятельность:
-
выполнять
проектные и исследовательские литературоведческие работы, самостоятельно
определяя их тематику, методы и планируемые результаты;
-
давать
историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с
использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических
документов и др.).
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
– использовать в своей исследовательской и
проектной деятельности ресурсы современного литературного процесса и научной
жизни филологического сообщества, в том числе в сети Интернет;
– опираться в своей деятельности на ведущие
направления литературоведения, в том числе современного, на работы крупнейших
литературоведов и критиков XIX–XXI вв.;
– пополнять и обогащать свои представления об
основных закономерностях литературного процесса, в том числе современного, в
его динамике;
– принимать участие в научных и творческих
мероприятиях (конференциях, конкурсах, летних школах и пр.) для молодых ученых
в различных ролях (докладчик, содокладчик, дискутант и др.), представляя
результаты своих исследований в виде научных докладов и статей в
специализированных изданиях, в том числе по литературе родного края.
Особенности
современного урока литературы
Российский учёный-методист Н.И. Кудряшев полвека назад писал:
«Хороший урок по литературе – это такой урок, на котором учащиеся не только
полно и глубоко воспринимают, переживают художественные образы, но и учатся
работать над текстом, размышлять над ним, привлекая имеющиеся у них жизненные
впечатления и полученные знания, и грамотно выражать свои мысли в устной и
письменной форме» (К методике урока
литературы // Уроки литературы в старших классах (Из опыта работы) / Под ред.
Н.И. Кудряшева и Н.Д. Молдавской. М., 2008).
Именно на уроках
литературы происходит формирование таких базовых компетенций, как
общекультурная, информационная, коммуникативная. Умение учиться всю жизнь
обеспечивается целенаправленным формированием у школьника универсальных учебных
действий. Основой универсальных учебных действий является
системно-деятельностный подход.
В связи с этим, учителя должны внести значительные
изменения в свою деятельность, реализуя системно-деятельностный подход к
обучению, как концептуальную основу ГОС. Системно-деятельностный
подход на уроках литературы обеспечивает активную учебно-познавательную
деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации, организует
учебное сотрудничество с взрослыми и сверстниками в познавательной
деятельности, учит
действовать, чувствовать, принимать решения, формирует
умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию,
выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Все это
наиболее эффективно способствует достижению предметных, метапредметных, и личностных
результатов, что в итоге направлено на
развитие универсальных учебных действий: осознание уникальности своей личности,
умение давать оценку своим действиям, ориентация в человеческих качествах,
осознание значимости нравственных категорий (добро, красота, истина), умение
выражать собственное мнение. УУД
на уроках литературы предъявляет свои
требования к используемым технологиям обучения.
Поэтому
для эффективной организации процесса обучения учитель должен обладать
способностью к самостоятельному конструированию системы предметного обучения,
умением гибко и дифференцированно разрабатывать методику преподавания в каждом
классе в соответствии с познавательными возможностями своих учеников, изобретать
приемы и средства педагогической техники. От использованных на уроке и
внеурочное время средств, методов, технологий обучения во многом зависит
степень глубины и прочности знаний учащихся.
В практической
деятельности следует использовать различные методы обучения: словесные, которые
дают возможность задать высокий уровень теоретических знаний; наглядные
(демонстрации, иллюстрации, просмотр видеоматериалов), позволяющие
активизировать ребят с наглядно-образным мышлением, практические
(исследовательские задачи), которые формируют практические навыки, создавая
одновременно широкий простор для творчества, нельзя забывать и репродуктивные методы обучения, служащие для
формирования ЗУН, но в то же время не забывать уделять внимание применению
проблемно–поисковым, которые служат развитию самостоятельности мышления,
исследовательских умений, творческих способностей учащихся.
Рекомендуем в
практической деятельности использовать различные формы организации и проведения
урока:
ü
урок-мастерская,
экскурсия, исследование, конференция, путешествие, суд, семинар, лекция;
ü
урок развития
речи по обучению анализа поэтического текста или эпизода художественного
произведения с применением метода концептуализации;
ü
урок-изучение
нового материала, повторения, обобщения, комбинированный урок;
ü
использование на
уроке коллективной, индивидуальной и групповой форм работы;
ü
урок по
определённой технологии.
Главный принцип деятельностного подхода – научить
учиться
– был обозначен ещё Л.Н. Толстым: «Если
ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет
только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись
копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Бесспорно,
начинать необходимо с развития творческих способностей и продуктивного мышления
ребёнка, формирования приемов продуктивной деятельности, привития навыков
исследовательской и проектной работы, развития логического мышления,
формирования умения работы со справочной и научной литературой, с современными
источниками информации. Очень важно научить школьника основам самообразования,
показывать практическую направленность знаний, получаемых на уроках русского
языка и литературы, учить анализировать прочитанное, видеть проблему текста,
мыслить широко, перспективно, видеть роль, место и значимость языка и
литературы в общечеловеческой культуре. Новым смыслом урока является решение проблем
самими школьниками через самостоятельную познавательную деятельность.
Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от
репродуктивного подхода на занятии. Чем больше самостоятельной деятельности на
уроке, тем лучше, так как учащиеся приобретают умения решения проблем,
информационную компетентность при работе с текстом. Слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного
типа, в основе которого заложен принцип универсальных
учебных действий: «Нужно, чтобы дети, по возможности,
учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и
давал для него материал».
Умение учиться
всю жизнь обеспечивается целенаправленным формированием у школьника универсальных
учебных действий.
В связи с этим, учителя, должны внести
значительные изменения в свою деятельность, реализуя системно-деятельностный
подход к обучению, как концептуальную основу ГОС. Универсальные учебные
действия на
уроках литературы обеспечивают активную учебно-познавательную деятельность
учащихся, формируют готовность к самореализации, организуют учебное
сотрудничество с взрослыми и сверстниками в познавательной деятельности, учат
действовать, чувствовать, принимать решения, формируют
умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию,
выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Все это
наиболее эффективно способствует достижению предметных, метапредметных, и
личностных результатов, направлено на
развитие универсальных учебных действий: осознание уникальности своей личности,
умение давать оценку своим действиям, ориентация в человеческих качествах,
осознание значимости нравственных категорий (добро, красота, истина), умение
выражать собственное мнение.
Системно-деятельностный подход, который лежит в основе УУД, на уроках
литературы предъявляет свои требования
к используемым технологиям обучения.
Уход от
традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий
позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного
процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит
реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор
технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня
подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных
запросов, возрастной категории обучающихся.
В условиях реализации требований ГОС наиболее
актуальными становятся следующие технологии: проектная технология, технология
проблемного обучения, информационно-коммуникационная, технология развития
критического мышления, игровые технологии, модульная технология, технология
мастерских, кейс-технология. На
уроках литературы системно-деятельностный подход можно реализовать, используя самые
популярные современные технологии: технологию
развития критического мышления, технологию французских мастерских, технология контекстного
обучения, технология модульного обучения, технология полного усвоения и др. Остановимся
более подробно на технологии французских мастерских. Мастерская – это не просто
новый вид урока, это особая педагогическая технология – одна из технологий личностно
– ориентированного, развивающего обучения. Технологию мастерских называют
антропоцентрической, диалоговой, рефлексивной. По определению одного из
современных учёных, «мастерская - одна из интенсивных технологий обучения,
включающая каждого из её участников в «самостроительство» своих знаний через
критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и
самостоятельные решения творческих задач». Технология «Педагогические
мастерские» создана во Франции в 20-х годах XX века. Почему данная технология получила
название «Мастерская»? По мнению А.К. Колеченко («Энциклопедия педагогических технологий»),«Мастерская
получила свое название, потому что дети сами добывают и обрабатывают предметные
знания и умения. В ходе мастерских учащиеся также обучаются осознавать свои психические
состояния и учатся ими управлять». И ещё своё название данная технология получила
из-за того, что учитель на уроке перестаёт быть учитель – он становится
Мастером. Мастер создаёт условия, придумывает различные ситуации и задачи без
вопросов. Позиция ведущего мастера — это, прежде всего, позиция консультанта и
советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить продвижение в
освоении способов. Французские учёные считают, что когда мы объясняем, мы мешаем
ребёнку понимать. Следует не преподносить детям готовые знания, а дать
возможность организовать мыслительную деятельность и направить творческий поиск
ребёнка на изучение и познание. Мастерская – это технология, при помощи которой
учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание
эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец.
Каждый совершает открытия в предмете и в себе через личный опыт, а учитель -
мастер продумывает действия и материал, который позволит ребёнку проявить себя
через творчество. Мастер не призывает: «Делай как я». Он говорит: «Делай по-своему».
Данная технология сходна с проблемным обучением. Новые знания в мастерской
«выращиваются». Познание происходит через творчество. Знания оказываются «прожитыми»,
своими. Благодаря этому формируются коммуникативные качества, так как в данном
процессе ученик является субъектом, активным участником деятельности, который самостоятельно
определяет цели, планирует, осуществляет деятельность и анализирует. Мастерская
— это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой
группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий
характер деятельности учеников. Исходя из целей мастерской, ученик строит свой
путь познания и проживает, «выращивает» свои знания. В мастерской с ее
участниками работает скорее не учитель, руководитель, сколько мастер. Он
озабочен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием
того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого
осуществляется исследование. Мастерство учителя состоит в том, чтобы дать возможность
ученику самому до всего дойти и сделать вывод. В работе педагогической мастерской
учителю (мастеру) отводится большая роль:
1. Он создает атмосферу открытости,
доброжелательности, сотворчества в общении.
2. Он включает эмоциональную сферу учащегося, обращается к его чувствам,
будит личную заинтересованность в изучении темы (проблемы).
3. Он работает вместе со всеми, он равен учащемуся в поиске знания. Не
торопится отвечать на вопросы.
4. Он необходимую информацию подает малыми дозами, обнаружив потребность в
ней учащихся.
5. Он исключает официальное оценивание работы учащегося (не хвалит, не
ругает, не выставляет оценок в журнал), но через афиширование работ дает
возможность появления самооценки учащегося и самокоррекции.
Данная технология позволяет научить
учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные
пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта
групповой деятельности, совместной разработки проекта. Детям предлагается
исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий. Алгоритм выполнения
заданий подобран так, что каждый ученик находится в творческом поиске и в работе.
Проживание мастерской – это путь от хаоса к порядку, из неопределённости в
понимание. И.А. Мухина в своих работах чётко сформулировала принципы и правила
ведения мастерской:
ü Ценностно-смысловое
равенство всех участников, включая мастера-руководителя мастерской.
ü Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление
ошибки путь к истине.
ü Безоценочная
деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника
мастерской создают условия эмоционального комфорта раскованности, реализуя
принципы «педагогики успеха». Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.
ü Предоставление
свободы в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора на
разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не
участвовать на этапе «предъявления продукта»; в-третьих, - в праве действовать
по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.
ü Значительный элемент неопределенности, неясности, даже
загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны интерес, психологический
дискомфорт , желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс.
Так же, как право выбора, обеспечивает ощущение внутренней свободы.
ü Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотворчества.
Не спор, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой,
диалог с научным или художественным авторитетом - необходимое условие личностного
освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам. Диалог создает
в мастерской атмосферу постижения любого явления с разных позиций в разных «цветах»,
которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная
коммуникативная культура.
ü Организация и перестройка реального пространства, в
котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может
быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность
быстрого представления творческого «продукта» каждого или целой группы,
пространство для импровизаций, пантомим и т.д. Содействует появлению чувства
свободы.
ü Решительное ограничение участия, практической
деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской.
Задача его состоит в некоторой фиксации достигнутого участниками. Мастер не
ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в
работу «на равных» с учащимися.
Принципы и правила ведения
мастерской позволяют сделать вывод, что в мастерской коренным образом меняется
процесс усвоения знаний: вопросы идут от учеников, а не от учителя, решаются
они самими учениками в одиночестве, потом в парах, далее в группах. Учитель
оказывается помощником на пути к знанию.
Мастерская, так же как и урок,
предполагает изучение новой информации, но в отличие от урока, новая информация
предъявляется в мастерской по мере поступления запроса на нее от самих
участников в тот момент, когда возникает информационное «голодание». Самые
разнообразные педагогические приемы работы с информацией – от элементов игры до
работы со словарем - могут быть включены в мастерскую. Но все это – в рамках
правил и определенного алгоритма мастерской, преждевременного введения мастером
готовой информации. Обычно это происходит тогда, когда возникают серьёзные
проблемы с поиском информации у участников мастерской.
По временной продолжительности
мастерские разделяются на «одноактные» (от одного часа до 3-4 учебных часов
подряд) и на мастерские длительного действия, когда работа прерывиста, может
продолжаться неделю (метод «погружения») или даже в течение нескольких месяцев.
(Приложение№2)
Рекомендуем для более детального изучения:
Мухина И.А.
Что такое педагогическая мастерская? - http://www.lelien.org/spip.php?article56&lang=fr
Левитская
А.Н. Технология «французских мастерских» - http://pacad.ru/files/kaf_filologii/metodproblemy/fr_masterskie.pdf
Подводя итог
вышесказанному, можно сделать вывод, что сформированность УУД обеспечивает
овладение школьниками ключевыми компетенциями, составляющими основу
умения учиться. Своевременно сформированные УУД являются условием успешного
овладения учебным материалом, следовательно, средством повышения качества и
эффективности обучения школьника в целом.
Результатом сформированных УУД
является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.
Внеурочная деятельность по предмету
Внеурочная работа по предмету – это
важная составляющая часть школьного образовательной деятельности, существенно
влияющая на конечный результат обучения и воспитания школьников. При правильном
проведении она не только способствует углублению знаний и развитию интереса к
предмету у учащихся, но и оказывает на них воспитывающее воздействие, развивает
творческую активность, помогает педагогу выявить одарённых детей, в полной мере
осуществить индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Внеурочная
деятельность направлена на формирование личностных, регулятивных,
познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Внеурочная деятельность является
важнейшим механизмом реализации основных образовательных программ общего
образования и организуется по направлениям развития личности, из которых для филологического
образования являются значимыми духовно- нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное. Они могут быть реализованы в следующих формах:
филологические студии, научно-практические конференции, школьные научные
общества учащихся, олимпиады, исследовательские, творческие, игровые и др.
проекты и т. д.
Формы организации образовательной деятельности,
чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной
программы определяет образовательное учреждение. Направления и формы внеурочной
деятельности осуществляются на добровольной основе в соответствии с выбором
участников образовательных отношений в целях обеспечения их индивидуальных
потребностей.
Внеурочная деятельность организуется
с классом, группой ОБУЧАЮЩИХСЯ с целью обеспечения их индивидуальных
потребностей и интересов.
Одним из вариантов организации и
содержательного наполнения внеурочной деятельности на основе предметного
материала может быть проектная работа
школьников. Проект имеет свои цели, формы организации деятельности в
зависимости от типологии проекта (творческий, исследовательский, игровой,
практико-ориентированный), формы представления результатов работы над проектом
(конечного продукта проекта). Проект может основываться как на содержании
одного предмета (монопроект), так и нескольких предметов (межпредменый проект).
Использование метода проектов требует от учителя умения планировать проектную
работу учащихся, продумывать сроки, формы, методы и критерии итогового и промежуточного
контроля. В зависимости от содержания проекты могут быть как краткосрочными
(рассчитанными на 1-2 недели), так и долгосрочными (от 1 месяца до 1-2 лет).
Организация внеурочной деятельности с помощью метода проектов позволяет вовлекать
в работу над проектом как учеников из одного, так и из разных классов.
Типология проекта определяется исходя из проблематики и запланированного
результата проекта.
План внеурочной деятельности может
включать курсы внеурочной деятельности, содержательно относящиеся к тому или
иному учебному предмету или группе предметов, но направленных на достижение не
предметных, а личностных и метапредметных результатов.
Метапредметные результаты
предполагают освоение обучающимися универсальных учебных действий,
обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения
учиться, и межпредметными понятиями. С этой целью могут быть реализованы курсы
внеурочной деятельности, содержание которых разрабатывается на основе
междисциплинарных программ, например:
- Формирование
учебно-исследовательской культуры в процессе филологического образования;
- Смысловое чтение как основа
функциональной грамотности
- Виды и способы информационной
переработки текста
Организация внеурочной деятельности
в образовательных учреждениях, осуществляющих деятельность на основе ГОС,
предполагает реализацию программ факультативных и элективных курсов по
предмету.
С профильными программами по литературе, с программами элективных курсов
можно ознакомиться на сайте ГОУ ДПО «ДОНРИДПО» (раздел «Программы»)
https://www.donippo.org/programm/
Работа с одарёнными учащимися в
области литературы может быть организована в рамках научного общества учащихся,
кружковой деятельности, а также на базе учреждений дополнительного образования.
В связи с этим рекомендуются следующие
формы деятельности: подготовка к олимпиадам разного уровня и предметным
конкурсам; подготовка учащихся к научно-практическим конференциям; проектная
деятельность. Одаренность в области учебного предмета «Литература» может быть
проявлена как интеллектуальная и творческая. В первом случае учащиеся проявляют
способности к созданию художественных текстов, во втором случае – проявляют
эрудицию в области знания художественных текстов, авторских биографий,
литературных направлений или проявляют способности к литературоведческому анализу
текста. Работу с одаренными учащимися целесообразно планировать, учитывая её
особенности и направленность. Творческая одаренность – участие в творческих
конкурсах, интеллектуальная одаренность в области эрудиции – олимпиады по
литературе, викторины, предметные конкурсы по литературе, интеллектуальная
одаренность в области литературоведения – проектная деятельность, участие в
научно-практических конференциях различного уровня.
Важным этапом внеурочной
деятельности по литературе является участие талантливых детей в олимпиадном
движении. В 2019-2020 уч. году два этапа олимпиады юных литературоведов:
межлицейский и Республиканский, стали знаковыми событиями Года русского языка.
В 2020-2021 учебном году будут работать экспериментальные площадки по
предмету на базе Муниципального
общеобразовательного учреждения "Амвросиевская школа №6"
Амвросиевский район Донецкой Народной Республики, Муниципального
общеобразовательного учреждения «Средняя
школа № 16 города Макеевки»,
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Школа№77 города Донецка»
Основными задачами методической работы в 2020/2021 учебном году являются:
ü актуализация
и углубление предметных знаний учителей, совершенствование методики преподавания литературы, овладение
здоровьесберегающими образовательными технологиями;
ü совершенствование
образовательного процесса по литературе с учетом рекомендаций по результатам
изучения качества общего среднего образования;
ü включение учителей в деятельность по освоению способов
реализации универсальных учебных действий
в преподавании предмета,
воспитательного потенциала учебных и факультативных занятий;
ü методическое
сопровождение роста профессиональной компетентности учителей и их
успешной аттестации;
ü информирование педагогических работников о нормативном правовом, научно-методическом
обеспечении образовательного процесса по литературе, новинках педагогической литературы.
Приложение№1
Структура
тестовых заданий имеет следующий вид:
·
Задания
первого уровня на дополнения (ответом может быть слово, несколько слов или словосочетание.
·
Задания
второго уровня на выбор
правильных/множественных ответов содержат
тесты с множественным выбором, т.е. на выбор трёх правильных ответов из шести
предложенных.
·
Задания третьего уровня
на установление соответствия
требуют установления соответствия между первой и второй частью задания,
для этого необходимо соотнести левую и правую часть задания (цифру с буквой) и
выбрать правильные ответы, которые и записать в бланк. Обратите внимание на то,
что соответствий должно быть четыре.
·
Задания четвёртого уровня
на установление последовательности
предлагают установить последовательность хода событий, чувств, явлений,
хронологий и т.д. и записать правильный ответ в бланк. Обратите внимание на то,
что букв в цепочке должно быть шесть.
Приложение№2
Образец проверочной тестовой работы 6 класс
(зарубежная литература)
І. Установи
соответствие между цитатами и названиями произведений:
А)«К берегу моря
крутому
Их привели на
допрос,
Но ни один из
пленных
Слова не
произнёс»
А) Д. Дефо.
«Робинзон Крузо»
Б) «Теперь с
корабля было взято решительно всё, что под силу поднять одному человеку.
Остались только громоздкие вещи, за которые я и принялся в следующий раз»
Б) М.Твен.
«Приключения Тома Сойера»
В) «Розы цветут…
красота, красота!
Скоро узрим мы
Младенца Христа»
В) Джек Лондон.
«Сказание о Кише»
Г) «Он весело
зашагал по улице, и рот его был полон сладкой музыки, а душа была полна
благодарности»
Г) Р. Стивенсон.
«Вересковый мёд».
Д) «И в дележе
он был справедлив. Так же, как и отец его, он следил за тем, чтобы самый хилый
старик и самая старая старуха получали справедливую долю…»
Д)Х. Андерсен.
«Снежная королева»
IІ. Восстанови
последовательность событий.
План рассказа
Джека Лондона «Сказание о Кише»
1. «И знайте
отныне, что делёж моей добычи будет справедлив».
2. «Дни шли за
днями, и тайна… оставалась неразгаданной».
3. «Я рассказываю
только то, что видели мои глаза»
4. «Давным-давно
у самого Полярного моря жил Киш».
5. «Он из самой
жалкой йглу поднялся выше и стал вождем своего племени».
6. «Это
смекалка, а не колдовство».
7. «Киш был
единственным сыном, и, когда погиб его отец, он стал жить вдвоём с матерью».
8. «Он пришёл с
гордо поднятой головой».
9. «И как-то раз
Уг-Глук бросил Кишу в лицо обвинение в колдовстве».
10. «У моей
матери нет никого, кроме меня, и потому говорю я».
І
- А-Г Б-А В-Д Г –Б Д-В
IІ
– 4, 7, 10, 1, 8, 2, 9, 3, 6, 5
Приложение№3
Рекомендации по
выполнению учебно-исследовательских проектов по литературе содержатся в
следующих изданиях:
1.
Байбородова Л.В., Серебреникова Л.Н. Проектная деятельность школьников в
разновозрастных группах. М.: Просвещение, 2013.
2.
Баранова Ю.Ю., Кисляков А.В., Солодова М.И. Моделируем внеурочную деятельность
обучающихся: метод. рекомендации. М.: Просвещение, 2014. (Работаем по новым
стандартам).
3.
Литература. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся. 2-е изд./сост. Г.В.
Цветкова. Волгоград: Учитель, 2015.
4.
Новожилова М.М. «Думай глобально - действуй локально»: конференция
исследовательских и проектных работ учащихся образовательных учреждений России/
М. М. Новожилова, С. Г. Воровщиков // Завуч. - 2017. - №4. - С.31-59.
5.
Подругина И.А., Сафонова О.В. Проектная деятельность старшеклассников на уроках
литературы. М.: Просвещение, 2013. (Работаем по новым стан-дартам).
6.
Факторович, А.А. Педагогические технологии: учебное пособие для академического
бакалавриата / А. А. Факторович. - 2-е изд., испр. и доп. - М.:Юрайт, 2017. -
113с.
7.
Шустова, И.Ю. Организация проектной деятельности школьников: эта-пы,
содержание, рефлексия / И. Ю. Шустова, А. Ю. Нуруллова// Завуч. - 2016. - №7. -
С.110-127.
8.
Эпштейн М.М. Исследования и проекты детей и подростков: содержательные,
дидактические, возрастные аспекты / М. М. Эпштейн, А. Н. Юшков// Народное
образование. - 2014. - №6. - С.151-159.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.
Агеносов В. Русская литература ХХ века. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных
учебных заведений: В 2 ч., М.: Дрофа, 2007.
2.
Агеносов В. Русская литература ХХ века. Методическое пособие для учителя, М.:
Дрофа, 2005.
3.
Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. – М.: Дрофа, 2007.
4.
Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для
учителя, – М.: Просвещение, 2008.
5.
Барабаш Н.И. Литература. Методика и практика преподавания. Книга для учителя.
Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
6.
Беленький Г.И. Литература. 8 класс. – М.: Просвещение», 2005.
7.
Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. – М.: Вербум-М, 2004.
8.
Беляева Н.В., А.Е. Иллюминарская, В.Н. Фаткуллова. Литература. 10 класс:
Методические советы под ред. В.И. Коровина. Книга для учителя. – М.:
Просвещение, 2008.
9.
Грушко Б.А., Медведев Ю.М. Русские легенды и предания. – М.: Изд-во Эксмо,
2006. – 672 с.
10.
Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. -
М.: ООО ТИД «Русское слово -PC», 2000.
11.
Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9
классы. - М.: Дрофа, 2006.
12.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. М.:
«Вако», 2006.
13.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс.- Москва, «Вако»,
2012.
14.
Золотарёва И.В., Т.А. Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. М.:
«Вако», 2006.
15.
Зуева Т. Русский фольклор: Словарь-справочник. – М.: Просвещение, 2002. – 334
с.
16.
Иванова Э.И., Николаева С.А. Изучение зарубежной литературы в школе. 5-9 кл.:
Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001. – 384 с.
17.
Ильина И.Д. Предметная неделя литературы в школе.- Ростов н/Д.: Феникс, 200: в
2-х частях. М. Просвещение 2012.
18.
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс:
дидактические материалы по литературе. — М.: Просвещение, 2012.
19.
Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические
советы. — М.: Просвещение, 2008.
20.
Коршунова Н.Н., Е.Ю. Липина Е.Ю. Тесты. Литература 5-8 классы. М: Дрофа, 1998.
21.
Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 10 класс. – СПб., 2008.
22.
Лебедев Ю.В. Литература.10 кл. Учебник для общеобразовательных учебных
заведений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2006.
23.
Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л.
Безсонов, Е.Л. Ерохина, А.Б. Есин и др. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,
2002. – 592 с.
24.
Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM /
Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2008.
25.
Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический
словарь-справочник. – М.: Дрофа, 2006. – 717 с.
26.
Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях.
Авторы-составители: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. – М:
Просвещение, 2012.
27.
Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И.
Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. –
М.: Сов. Энцикл., 1981. – 746 с.
28.
Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9
класс, – М.: Материк Альфа, 2004.
29.
Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий: Пособие для учителя.
– Л.: Просвещение, 1983. – 416 с.
30.
Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов. -
СПб.: Просвещение, 2004.
31.
Матвеева Е.И. Литература. 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам. –
М.: Эскимо, 2008.
32.
Меркин Г.С., Зыбина Т.М. и др. Развитие речи. Выразительные средства
художественной речи: пособие для учителя – М.: Русское слово, 2008.
33.
Методика преподавания литературы: Учебн. для студ. пед. вузов/ О.Ю. Богданова,
С.А. Леонов, В.Ф. Чертов/ Под ред. О.Ю. Богдановой. – 2-е изд., стер.- М.:
Академия, 2002. – 400 с.
34.
Мещеряков В.П. «Дела давно минувших дней...»: Историко-бытовой комментарий к
произведениям русской классики XVII-XIX веков / В.П. Мещеряков, М.Н. Сербул. –
М.: Дрофа, 2003. – 384 с.
35.
Онегинская энциклопедия. В двух томах. Том 1., Том 2. / Под общей ред. Н.
Михайловой, В. Кошелева, М. Строганова – М.: Русский путь, 2004. – 576 с., 806
с.
36.
Пенакк Д. Как роман. – М.: Самокат. – 2005 . – 160 с.
37.
Пенакк Д. Школьные страдания. – М.: Амфора. – 2009. – 256 с.
38.
Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе. 11
класс. Книга для учителя. – М., 2006.
39.
Романова Г.И. Золотые строки. Стихи и проза для заучивания наизусть. 5-11
классы. – М: Универ-Пресс, 2004.
40.
Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы. – М:
Дрофа, 1998
41.
Словарь литературных персонажей в 8 т.- составитель и редактор Мещеряков В.П.
М.: Московский лицей, 1997.
42.
Томашевский Б.В. Теория литературы. В помощь школьнику, студенту и начинающему
автору. / Б.В. Томашевский. – Ростов-на-Дону: Феникс; СПб: ООО Издательство
«Северо-Запад», 2006. – 192 с.
43.
Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. – М.: Дрофа, 2007.
44.
Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. – М.: Материк Альфа.
2006.
45.
Черняк М.А. Современная русская литература (10-11 классы): учебно-методические
материалы. – М.: Эксмо, 2007.
46.
Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1., Ч.2 / Глав. ред. М.
Аксенова; метод. ред. Д. Володихин; отв. ред. Л. Поликовская. – Аванта+, 2004.
- 672 с.; 688 с.
47.
Энциклопедия для детей. Т.15. Всемирная литература. Ч.1., Ч.2 / Ред. коллегия:
М. Аксенова, Н. Шапиро, А. Элиович и др. – Аванта+, 2005. – 672 с.; 688 с.
48.
Я иду на урок литературы: 10 класс: книга для учителя. – М.: Издательство
«Первое сентября», 2002.
49. Программы элективных курсов. Литература. 10 – 11
классы. – М.: Дрофа, 2007.
50. Элективный курс «Классика и современность» по
русской литературе для 10 -11 классов (курс подготовки к ЕГЭ по литературе).
Автор: Сакал О. Б. - http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/03/05/elektivnyy-kurs-klassika-i-sovremennost-po-russkoy-literature
ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ, в том числе для дистанционного обучения
Сайты
электронных библиотек:
1. http://booksshare.net/
2. http://www.big-library.info/
3. http://www.many-books.org/
4. http://www.shpl.ru Государственная Публичная Историческая
Библиотека
5. России
6. http://www.rsl.ru Российская Государственная Библиотека
7. http://www.klassika.ru Библиотека русской
литературы «Классика.ру»
8. http://www.ayguo.com Классика русской литературы в
аудиозаписи
9. http://www.countries.ru/library.htm
Библиотека по культурологии
10. http://www.rvb.ru/index.html «Детская электронная библиотека»
11. http://www.deti-book.info «Детская
электронная библиотека»
12. http://www.stihi-rus.ru/page3.htm «Антология
русской поэзии»
13. http://www.e-kniga.ru «Электронная библиотека
художественной литературы»
14. http://www.klassika.ru «Библиотека классической литературы»
15. http://stroki.net Электронная библиотека «Стихи классических
и
16. современных авторов»
17. http://school-collection.edu.ru «Единая
коллекция цифровых образовательных
18. ресурсов»
19. http://znanium.com/bookread.php История
русского и зарубежного литературоведения
20. http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0 Классический словарь литературоведческих
терминов
21. http://feb-
22. web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-
23. 3391.htm
24. Литературная энциклопедия
25. http://lib.ru/ Библиотека Максима Мошкова
26. http://ilibrary.ru/index.html Библиотека
Алексея Комарова
27. http://lib.aldebaran.ru/ Библиотека
Альдебаран
28. http://www.rvb.ru/index.html Русская
виртуальная библиотека
29. http://www.feb-web.ru/ Библиотека «Русская
литература и фольклор»
30. http://bibliogid.ru/ Библиотека «Книги и
дети»
31. http://vsemifu.com/ Великая энциклопедия
мифов и легенд
32. http://legendarnogo.net/ Мифы, легенды,
сказания
33. http://www.mythology.ru/ Энциклопедия
мифологии
34. http://www.mythology.ru/ Мифология древних
народов мира
35. http://hobbitaniya.ru/index.php Хранители
сказок. Собрание сказок и народных сказов.
36. http://www.fairy-tales.su/ Сказки.
37. http://fantlab.ru/ «Лаборатория Фантастики» –
сайт о фантастике и
38. фэнтези.
39. http://www.phantastike.ru/ «Фантаст» –
электронная библиотека фантастики.
40. http://www.a4format.ru/ Русская литература
XVIII–XX веков: виртуальная
41. библиотека по предмету «Литература»,
предназначенная
42. в помощь школьникам и учителям
43. Виртуальные аудиокниги:
44. http://gold.stihophone.ru Виртуальный
поэтический театр «Золотой Стихофон»
45. http://www.audiopedia.su/ Школьная
фонохрестоматия, аудиозаписи радиопередач
45.Сайты, посвящённые творчеству писателей
1. http://edu-lider.ru/category/shkolnaya-kollekciya/kollekciya-audio/
Сайт, посвященный творчеству А.Н. Островского, Гончарова, Ф.М. Достоевского,
Н.С. Лескова
Школьная коллекция аудиозаписей
2. http://www.ostrovskiy.org.ru
3. http://kraeved1147.ru/muzey-ostrovskogo
4. http://museumschelykovo.ru
5. http://www.goncharov.spb.ru
6. http://www.fdostoevsky.ru
7. http://www.fedordostoevsky.ru
8. http://www.dostoevskiy.net.ru
9. http://www.leskov.org.ru
10. http://www.leskow.net.ru
11. http://turgenev.org.ru/
12. http://www.turgenev.org.ru/biblio.htm
13. http://www.turgenev.net.ru/
14. http://turgenev-online.ru/
Сайты, посвященные Л.Н. Толстому:
15. http://www.levtolstoy.org.ru/
16. http://www.levtolstoy.ru/
17. http://www.tolstoymuseum.ru/ (Государственный
музей Л.Н. Толстого)
Сайты, посвященные А.П. Чехову:
18. http://www.my-chekhov.ru/
19. http://chehov.niv.ru/
20. http://chehov.org/
21. http://www.antonchehov.org.ru/
22. http://www.yalta.chekhov.com.ua/start_r.php4
(Дом-музей А.П. Чехова в Ялте)
Сайт, посвященный А. Платонову: http://platonov.kkos.ru/
23. Официальный
сайт Аркадия и Бориса Стругацких: http://rusf.ru/abs/
24. Сайты,
посвященные В. Шекспиру:
25. http://world-shake.ru/
26. http://rus-shake.ru/
27. http://shakespeare.ouc.ru/
28. http://willmshakespeare.com/
Сайты, посвященные «Серебряному веку русской
поэзии»:
29. http://www.silverage.ru/ Серебряного века
силуэт...
30. http://risunok.kulichki.net/ Рисунок
акварелью – поэзия Серебряного века
31. http://www.ipmce.su/~tsvet Н. Гумилев:
электронное собрание сочинений
32. http://www.gumilev.ru/ О. Мандельштам
33. Сайт, посвященный В. Маяковскому:
34. http://mayakovsky.narod.ru/ В. Маяковский –
35. произведения поэта
36. Сайт, посвященный С. Есенину:
http://esenin.ru/ё
37. Сайт, посвященный М. Цветаевой:
http://www.crea.ru/cvetaeva
38. Сайт, посвященный А. Ахматовой
http://www.akhmatova.ru/
39. Сайт,
посвященный В. Высоцкому: http://otblesk.com/vysotsky
40. Сайт,
посвященный И. Бродскому http://www.bz.spb.su/brodsky
41. Сайт,
посвященный Б. Окуджаве: http://fro196.narod.ru/library/okujava/okujava.htm
http://www.ruthenia.ru/60s Русская поэзия шестидесятых годов
Сайт, посвященный М. Горькому: http://maximgorkiy.narod.ru
М. Горький. Подборка статей о писателе
42. Сайт,
посвященный творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна:
http://bunin.niv.ru
43. Сайт,
посвященный М.А. Булгакову:
http://www.bulgakov.ru/
http://m-bulgakov.narod.ru/
44. Сайт,
посвященный М.А. Шолохову: http://sholohov.lit-info.ru/
45. Сайт,
посвященный А.И. Солженицыну: http://www.solzhenitsyn.ru
46. Сайт,
посвященный В. Пелевину:
http://pelevin.nov.ru/
Периодические
издания для учителя
-
«Русская словесность»
-
«Русский язык, литература, культура в школе и вузе»
-
«Литература»
- «Литература в
школе»
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.