Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык является одним из двух
государственных языков в Донецкой Народной Республике.
Владение родным языком, умение
общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми
характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека
практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к
изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования
учебный предмет “Русский язык” занимает особое место: является не только
объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания
действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и
творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и
воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности,
самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения
различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами
и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует
овладению будущей профессией. Русский язык является основой формирования
этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития
способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Главной
целью школьного обучения русскому
языку является развитие обучающегося как компетентной личности путем включения
его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание,
коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные
ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение
рассматривается как процесс овладения не только определённой суммой знаний и
системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения
компетенциями.
В процессе изучения русского языка
на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные
(владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и
письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно
важных для обучающихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные
(сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование,
оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять
библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение
работать с текстом), организационные (умение формулировать цель
деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку,
самокоррекцию).
Курс
русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой
деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского
языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе
усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности обучающегося, воспитание
культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного
свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать
этические нормы общения. Примерная программа для основной школы предусматривает
формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения,
информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а
также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа
обеспечивает общекультурный уровень человека.
Планируемые
результаты обучения в предметно-деятельностной форме определены учебными
программами в соответствии с требованиями образовательного стандарта по учебному
предмету «Русский язык».
В
соответствии с заданным содержанием и объёмом лингвистических и речевых знаний,
умений и навыков контролю и оценке подлежат:
ü уровень усвоения
учащимися теоретического материала;
ü уровень
сформированности учебно-языковых и нормативных (произносительных,
грамматических, орфографических, пунктуационных) умений и навыков;
ü уровень
сформированности коммуникативных умений и навыков.
Критерии оценивания учебных достижений
учащихся
В
основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и
единый подход к оценке
результатов образования: личностных, метапредметных, предметных. При 5-балльной оценке
учебных достижений для всех установлены общедидактические критерии. Оценке
подлежат как объём, системность знаний, так и уровень развития интеллекта,
навыков, умений, компетенций, характеризующие учебные достижения ученика в
учебной деятельности Отметка же – это результат процесса оценивания,
количественное выражение учебных достижений, обучающихся в цифрах или баллах.
Отметка |
Критерии
оценивания учебных достижений учащихся |
|
Высокий уровень учебных достижений |
«5» |
· Учащийся
показывает знание, понимание глубины усвоения всего объема программного
материала. · Умение выделять
главные положения в изученном материале, делать выводы, устанавливать
межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания
в незнакомой ситуации. ·
Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении
изученного материала, при устных ответах, устранение отдельных неточностей с
помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и
устной речи, правил оформления письменных работ. |
|
Достаточный уровень учебных достижений |
«4» |
· Учащийся
показывает знание всего изученного программного материала. Дает полный и
правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки
и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий,
неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из
наблюдений; материал излагает в определённой логической последовательности,
при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов и может
их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи
преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ
конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. · Умеет
самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании
фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные
связи. Применяет полученные знания на практике в видоизменённой ситуации,
соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует
научные термины. ·
Не обладает достаточным навыком работы со справочной
литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но
работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ. |
«3» |
· Учащийся усвоил
основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала,
не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал
излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно. · Показывает
недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения
аргументирует слабо, допускает в них ошибки. · Допустил ошибки
и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал
недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и
обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
· Испытывает
затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных
типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в
подтверждении конкретных примеров практического применения теорий. ·
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и
основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно
понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте. ·
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных
положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или
отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки. |
|
Начальный уровень учебных достижений |
«2» |
·
Учащийся не усвоил и не раскрыл основное
содержание материала; не делает выводов и обобщений. ·
Не знает и не понимает значительную или основную
часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо
сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных
вопросов и задач по образцу. ·
При ответе (на один вопрос) допускает более двух
грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. |
|
Недостаточный
уровень учебных достижений |
«1» |
·
Учащийся не может ответить ни на один их
поставленных вопросов. ·
Полностью не усвоил материал. |
«Нормы
оценки...» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и
навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:
ü
единые критерии оценки различных сторон владения
устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и
пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания,
содержания высказывания);
ü
единые нормативы оценки знаний, умений и
навыков;
ü
объем различных видов контрольных работ;
ü
количество отметок за различные виды контрольных
работ.
Обучающимся
предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они
работали или работают к моменту проверки
Оценка устных ответов
Устный
опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому
языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически
последовательное сообщение на определённую тему, показывать умение обучающегося
применять определения языковых понятий, соблюдать нормы русского
литературного языка. При оценке ответа обучающегося следует руководствоваться
следующими критериями:
ü
полнота, правильность, логичность и точность
ответа;
ü
степень осознанности изученного; фактическая точность;
ü
подтверждение теоретических сведений примерами
(языковое оформление ответа).
При
оценке устных ответов учащегося надо руководствоваться следующими критериями:
Отметка «5» |
·
учащийся полно излагает изученный материал, дает
правильное определение языковых понятий; ·
обнаруживает понимание материала, может
обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые
примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; ·
излагает материал последовательно и правильно с
точки зрения норм литературного языка. |
Отметка «4» |
ставится, если
учащийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки
«5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в
последовательности и языковом оформлении излагаемого. |
Отметка «3» |
ставится, если
учащийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: ·
излагает материал неполно и допускает неточности
в определении понятий или формулировке правил; ·
не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать
свои суждения и привести свои примеры; ·
излагает материал непоследовательно и допускает
ошибки в языковом оформлении излагаемого. |
Отметка «2» |
отмечает такие
недостатки в подготовке учащегося, которые являются серьезным препятствием к
успешному овладению последующим материалом. |
Отметка «1» |
ставится, если
учащийся обнаруживает полное незнание или непонимание материала. |
Отметка
(«5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на
проверку подготовки учащегося отводится определённое время), но и за
рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учащимся на
протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока
не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения
применять знания на практике.
Контроль
за сформированностью умений и навыков учащихся проводится как в процессе
изучения всей темы (текущий контроль), так и после изучения раздела или темы в
целом периодический (периодический контроль). Для проведения текущего и
периодического контроля учащихся устанавливаются следующие виды контроля:
поурочный и тематический.
Поурочный
контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного
материала в процессе изучения темы и носит стимулирующий, корректирующий и
воспитательный характер.
При
осуществлении поурочного контроля оцениваются процесс учебной деятельности
учащихся, познавательные и общеучебные умения, использование рациональных
способов выполнения заданий с учётом проявления интереса к учению, стремления к
достижению поставленной цели и других индивидуальных и личностных качеств.
Педагог наряду с заданными требованиями учитывает и предыдущие достижения
учащихся.
Тематический
контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного
материала определённых тем. При осуществлении тематического контроля
оцениваются достижения учащихся не по отдельным элементам (как при поурочном
контроле), а в логической системе, соответствующей структуре учебных тем.
С целью систематизации и упорядочения нагрузки,
учащихся в течение учебного года рекомендуем следующее количество видов
контроля в процессе изучения русского языка в каждом классе.
Предложенное
в таблице распределение часов является минимальным и обязательным для
проведения в каждой четверти. Учитель по своему усмотрению может увеличить
количество видов контроля в соответствии с уровнем
подготовки учащихся, особенностей класса и т.д., но данное увеличение не должно
вести к перегрузке обучающихся.
Обязательное количество видов контроля в 5-11 классах
Вид контроля |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
10 класс Базовый |
11 класс Базовый |
10 класс Углублённый
уровень |
11 класс Углублённый
уровень |
|
|||||||||
|
Полугодие |
Семестр |
|
||||||||||||||||
Полугодие/
Семестр / Вид,
форма |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
|
Контрольный
диктант |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
|
1 |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Контрольный
диктант с грамматическим заданием |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
1 |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Контрольное
изложение |
1 |
1* |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Контрольное
сочинение |
1 |
1* |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1+1* |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Тестовые
контрольные задания |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Анализ
текста |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
|||||||||
Всего |
7 |
5+2* |
7 |
7 |
6 |
6 |
6 |
6+1* |
6 |
6 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
|
Итого
за год |
12+2*=14 |
14 |
12 |
12+1* |
12 |
8 |
8 |
10 |
10 |
|
|||||||||
Уроки
развития речи и текстоведения |
20 |
22 |
20 |
16 |
20 |
8 |
8 |
10 |
10 |
|
|||||||||
·
В рамках полугодия в 5-9 классах учитель
равномерно распределяет виды контроля по четвертям.
·
Языковая тема (с учётом часов на развитие речи,
на контрольные работы) не может быть больше 15-16 часов.
·
Контрольный диктант и контрольный диктант с
грамматическим заданием (оценивается
одной отметкой, которая является средней между отметкой за диктант и
отметкой за грамматическое задание; если в сумме получается не целое число, то
отметка округляется в сторону уменьшения)
может быть контрольной работой в конце темы.
·
*Для
проведения контрольного сочинения и контрольного изложения используются часы,
отведённые на уроки развития речи.
Основными
видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы,
к которым относятся: упражнения, письменные ответы на вопросы, сочинения, изложения,
планы статей учебников, тезисы, конспекты, рефераты, лингвистические миниатюры
и т.д. По русскому языку проводятся текущие и итоговые письменные контрольные
работы. Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и
проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются
учителем с учётом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей
учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может
отводить весь урок или только часть его.
Итоговые
контрольные работы проводятся:
·
после изучения наиболее значительных тем
программы,
·
в конце учебной четверти,
·
в конце полугодия/семестра.
Время
проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки
учащихся определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школ
по согласованию с учителями-предметниками. В один рабочий день следует давать в
классе только одну письменную итоговую контрольную работу. При планировании
контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их
распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных
контрольных работ к концу четверти, полугодия/семестра. Не рекомендуется
проводить контрольные работы в первый день четверти или семестра, в первый день
после праздника, в понедельник. Проверочные работы в рамках мониторинга
рекомендуется проводить на 2-м или 3-м уроках по расписанию.
Формы и виды контроля знаний, умений и навыков учащихся
по русскому языку
Виды
итогового контроля |
Рекомендуемые
цели |
· Диктант |
Проверка норм письменной речи, орфографической и
пунктуационной грамотности. |
Изложение · сжатое, ·
подробное, ·
выборочное, ·
с
творческим заданием, · с элементами сочинения. |
Умение создавать в письменной
форме высказывание по заданным параметрам. ·
Состояние практической
грамотности учащихся. ·
Речевое
развитие обучающихся, их коммуникативная компетенция. ·
Умение
создавать собственные тексты разных стилей и жанров. ·
Умение
аргументировать свою т.з., опираясь на примеры из художественной литературы и
жизненный опыт. |
Сочинение Сочинение-повествование/рассказ. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение (в т. ч. на лингвистическую тему). Сочинение по исходному (прочитанному тексту). |
Умение создавать в письменной
форме высказывание по заданным параметрам. |
Тестирование · задания с альтернативным ответом; ·
задания
с выбором ответа; ·
задания
открытого типа с кратким ответом; ·
задания
на сопоставление; ·
задания
на последовательность; ·
комбинированные
задания; · ситуативные задания. |
Умение извлекать основную
информацию из текста при чтении; ·
аргументировать
те или иные тезисы; ·
определять
принадлежность текста к определённому функционально-смысловому типу речи; ·
квалифицировать средства
речевой выразительности. Языковая и лингвистическая
компетенция учащихся: ·
умение
анализировать прочитанный текст с использованием знания орфографии,
пунктуации и синтаксиса; ·
владение
основным понятийным аппаратом русского языка в этих областях. |
Контрольная
работа (вопросы по теории и практические задания). |
Умение выявлять знания по определённой
теме (разделу); ·
понимание
сущности изучаемых предметов и явлений, их закономерностей; ·
умение
самостоятельно делать выводы и обобщения; ·
применять
теоретические знания на практике, ·
творчески
использовать знания и навыки. |
Олимпиада |
Выявление и развитие у школьников творческих способностей и интереса к научной
(научно-исследовательской) деятельности. |
Многоаспектный анализ текста: · композиционно-содержательный ·
стилистический ·
типологический ·
лингвистический
(отдельных элементов текста) ·
лингвостилистический ·
культурологический ·
орфографический ·
пунктуационный ·
коммуникативный ·
риторический · комплексный |
Умение работать с книгой; ·
анализировать
текст (вычленять главную мысль, проблему, идею текста, определять стиль и тип
речи; выразительные возможности языковых единиц); ·
логически
излагать свои мысли, используя литературный язык; ·
аргументировать, доказывать; ·
выделять
главное, сравнивать, обобщать; целостное рассмотрение фактов языка в единстве
фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования,
морфологии, синтаксиса, стилистики. |
Целесообразно обращение к таким формам работы, которые нацелены на проверку знаний,
умений и навыков на промежуточном этапе формирования прочного навыка.
Текущий контроль
Текущий контроль успеваемости – это систематическая проверка знаний учащихся, проводимая
учителем на текущих занятиях в соответствии с учебной программой. Текущий
контроль успеваемости осуществляется на протяжении всего учебного года и
осуществляет проверку знаний учащихся в соответствии с учебной программой. При контроле учитель имеет право на
свободу выбора и использования методов оценки знаний обучающихся. Учитель
обязан ознакомить с системой текущего контроля учащихся в начале учебного года,
своевременно довести до учащихся форму проведения текущего контроля на
последующих уроках. Учитель обязан своевременно и тактично довести до учащихся
отметку текущего контроля, обосновав ее в присутствии всего класса и выставить
отметку в классный журнал, дневник учащегося, в электронный классный журнал
(при наличии). Учащемуся, пропустившему 75 и более процентов учебных занятий в
течение аттестационного времени, может быть выставлена отметка за четверть
(семестр) только после успешной сдачи зачета (порядок, форма и дата зачета определяется
педагогическим советом общеобразовательной организации) или делается запись н/а
(не аттестован).
Практическая работа |
Решает вопросы проверки ЗУНов, приобретённых
ранее и находящихся на этапе совершенствования. |
Лабораторная работа |
Нацелена на проверку умений
самостоятельно приобретать научную информацию (в большей мере, чем практическая работа). |
Осложнённое списывание с творческим заданием |
Решает вопросы закрепления навыков правописания
и формирования умений составлять собственное высказывание. |
Сочинение |
Выявляет уровень грамотности, стилистических
навыков, творческих способностей, степени литературного и общекультурного
развития. |
Сочинение по исходному/прочитанному тексту |
Формирует
умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения;
развивает монологическую речь учащихся (устную и письменную) в стиле
рассуждения, готовит учащихся к самостоятельной работе над
сочинением-рассуждением; формирует коммуникативную, языковую,
культуроведческую компетенции обучающихся. |
Изложение
с творческим заданием |
Активизирует как производящее, так и творческое
мышление; учит анализировать, синтезировать, выделять главное,
сосредоточивать внимание на одних явлениях и абстрагироваться от других;
развивает воссоздающее и творческое воображение. Учит
аргументировать свою т.з., опираясь на примеры из художественной литературы и
жизненный опыт. |
Контрольная работа (теория и практика) |
Нацелена на проверку знаний, умений, навыков учащихся по ключевым
грамматико-орфографическим темам; определяет качество усвоения знаний по
русскому языку, предусмотренных программой; выявляет готовность учащихся к обучению; устанавливает
уровень языковой подготовки, на котором будет строиться дальнейшее обучение
языку. |
Дифференцированный
зачёт |
Устанавливает соответствие уровня и качества
подготовки учащегося образовательным стандартам (полноты и прочности
теоретических знаний; сформированности компетенций; наличия умений
самостоятельной работы с учебной литературой). |
Тестирование |
Позволяет установить обратную связь и определить
пробелы в подготовке учащихся по каждой теме. |
Устные
сообщения учащихся |
Способствуют полному и осознанному владению
системой норм русского литературного языка; обеспечивают дальнейшее овладение
речевыми навыками и умениями; воспитывают культурно-ценностное отношение к
русской речи; совершенствуют знания о языковых единицах разных уровней
(фонетического, лексико-фразеологического и т.д.) и их функционировании в
речи. |
Рефераты |
Нацелены на повышение уровня культуры речевого
поведения в сферах устной и письменной коммуникации; формирование необходимых
языковых, социокультурных знаний в области коммуникативной компетенции; формирование
практических умений в области стратегии и тактики речевого поведения в
различных формах и видах коммуникации. |
Многоаспектный
анализ текста: –
композиционно-содержательный; – стилистический; – типологический; – лингвистический
(отдельных элементов текста); – лингвостилистический; – орфографический; – пунктуационный; – культурологический; –
коммуникативный; –
риторический. |
Дает возможность рассматривать вопросы
морфологии, синтаксиса, орфографии и стилистики, обеспечивает системное
повторение; выявляет общеучебные умения работы с книгой, умение анализировать
текст; способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а
также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности
учащихся, их риторическую культуру. |
Формы текущей аттестации выбираются учителем с учётом контингента
учащихся, содержания учебного материала, используемых педагогических технологий
и отражаются в календарно-тематических планах.
Периодический
контроль – проверка степени усвоения учащимися учебного материала по итогам
прохождения раздела или темы и проводится в виде контроля знаний, умений и
навыков (далее – ЗУН) учащихся.
Промежуточная
аттестация учащихся – процедура, проводимая с целью определения степени освоения
учащимися содержания учебных дисциплин за год (полугодие) в соответствии с
Критериями оценивания учебных достижений учащихся. Формы проведения
промежуточной аттестации определяются учебным планом, порядок и сроки
устанавливает общеобразовательная организация. Перечень предметов для
проведения промежуточной аттестации определяется педагогическим советом из
числа предметов, которые изучаются в данном учебном году в рамках учебного
плана, и утверждается приказом по школе. Промежуточная аттестация учащихся
проводится в конце первого/второго полугодия (второй/четвертой четверти,
первого/второго семестра) в форме: административных/годовых
контрольных работ в 5-9-х классах не менее чем по двум предметам учебного
плана; семестровых контрольных работ в 10-11-х классах не менее чем по двум
предметам учебного плана.
Письменные контрольные работы
Контрольными
письменными работами являются: контрольный диктант, контрольный диктант с
грамматическим заданием, контрольное изложение, контрольное сочинение,
контрольная работа по теме, тематический разноуровневый тест/тест и анализ
текста.
Контрольный диктант
– одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, отвечающие нормам
современного литературного языка и доступные по содержанию учащимся данного
класса. Каждый текст диктанта должен быть насыщен орфограммами и пунктограммами
на изученные правила.
Требования к тексту диктанта
Класс |
Количество |
|||
|
слов (самост., служебных) |
орфограмм |
пунктограмм |
слов с непроверяемыми орфограммами |
5 |
90-100 |
12 |
2-3 |
5 |
6 |
100-110 |
16 |
3-4 |
7 |
7 |
110-120 |
20 |
4-5 |
10 |
8 |
120-150 |
24 |
10 |
10 |
9 |
150-170 |
24 |
15 |
10 |
10 |
170-190 |
25 |
15 |
10 |
11 |
190-200 |
30 |
18 |
15 |
Примечание: 1До конца первых двух
месяцев учебного года (а в V классе – до конца
первого семестра) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
2Для контрольных диктантов следует
подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и
пунктограммы были бы представлены не менее 2—3 случаями. Из изученных ранее
орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1-3
случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно
превышать норм, представленных в таблице.
3В тексты контрольных диктантов
могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной
мер закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).
Диктанты оцениваются одной отметкой в соответствии с
нормами.
Нормы оценивания диктантов
Нормы оценивания
(количество ошибок) |
||||
Вид диктанта |
Отметка «5» |
Отметка «4» |
Отметка
«3» |
Отметка «2» |
Контрольный |
• 0\0; • 1 негрубая орфографическая или
пунктуационная: 0\1 негрубая, 1 негрубая\0; • 1 негрубая орфографическая +1 негрубая пунктуационная: 1\1. 0\0, 0\1, 1\0, 1\1 (если ошибки негрубые) |
•2 орфографические + 2
пунктуационные; • 1
орфографическая + 3
пунктуационные; • 0
орфографических + 4
пунктуационные 2/2, 1/3,
0/4,3/0,3/1 (если ошибки однотипные) |
• 4 орфографические + 4 пунктуационные; • 3 орфографические + 5 пунктуационных; • 0 орфографических + 7 пунктуационных; • 6 орфографических + 6 пунктуационных (если есть однотипные и негрубые орфографические и пунктуационные) 4\4, 3\5, 0\7, 5\4 в 5 классе; 6\6 (если есть ошибки однотипные и негрубые) |
• 7 орфограф. +7 пунктуационных • 6 орфограф. +8 пунктуационных; • 5 орфограф.+9 пунктуационных; • 8 орфограф. + 6 пунктуационных 7\7,6\8,5
\9,8\6 |
Примечания:
·
при большем количестве ошибок работа
оценивается баллом «1»;
· при выставлении отметки за диктант следует
принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять
данную отметку: для «4» такой предел — 2 грубые орфографические ошибки, для «3»
— 4 грубые орфографические ошибки, для «2» — 7 грубых орфографических ошибок;
·
отличная
отметка не выставляется при наличии трёх и более исправлений грубых ошибок (пошол
на пошел, пресел на присел и т.д.);
·
при наличии в контрольном диктанте пяти и более
поправок (исправлений неверного написания) отметка снижается на 1 балл, с «4»
до «3». При этом за большое количество поправок отметка не может быть снижена
до неудовлетворительной.
При оценивании диктантов нередко имеют место случаи как завышения, так и
занижения оценок. Занижение происходит потому, что
учитель:
·
в число орфографических ошибок включает
грамматические ошибки и описки;
·
учитывает однотипные ошибки как обычные;
·
все исправления считает за ошибку.
Завышение оценки происходит по следующим причинам:
·
учитываются однотипные ошибки, которые таковыми
не являются;
·
оценка не снижается за многочисленные
исправления;
·
все однотипные ошибки считаются как одна.
При выставлении отметки за четверть (семестр необходимо учитывать не только
среднюю арифметическую величину, но и все образовательные достижения учащегося,
его грамотность, качество выполнения контрольных, практических, лабораторных и
др. видов работ. Преимущественное значение имеют отметки, отражающие степень
владения навыками (речевыми, орфографическими, пунктуационными).
Обстоятельства, которые необходимо учитывать
при проверке и оценке диктанта
1.
Неверные написания не считаются ошибками. Они
исправляются, но не влияют на снижение оценки.
К неверным написаниям относятся:
·
описка (искажение звуко-буквенного состава
слова: чапля вместо цапля);
·
ошибка на правило, не изучаемое в школе;
·
ошибка в переносе слова;
·
ошибка в авторском написании (в том числе и
пунктуационная);
·
ошибка в слове с непроверяемым написанием, над
которым не проводилась специальная работа.
2.
Характер допущенной учеником ошибки (грубая или
негрубая).
К негрубым орфографическим относятся
ошибки:
·
в исключениях из правил;
·
в выборе прописной или строчной буквы в
составных собственных наименованиях;
·
в случаях слитного или раздельного написания
приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами,
правописание которых не регулируется правилами;
·
в случаях раздельного и слитного написания
не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;
·
в написании
-ы-, -и- после приставок;
·
в случаях
трудного различения не и ни;
·
в собственных
именах нерусского происхождения.
К негрубым пунктуационным относятся
ошибки:
·
в случаях,
когда вместо одного
знака препинания поставлен другой;
·
в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их
последовательности;
·
при применении
правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация
при общем второстепенном члене или общем вводном слое, на стыке союзов).
При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна
негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится
помета: негруб. (или ½, т.е. пол-ошибки). При выведении балла нечётное
количество негрубых ошибок округляется в пользу ученика.
3.
Повторяющиеся и однотипные ошибки.
Повторяющиеся —
это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило
(например: вырощенный, возрост), а в пунктуации, например, выделение или
невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются,
исправляются, однако (сколько бы их ни было) считаются за одну.
Однотипные — это ошибки на одно правило,
если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и
фонетических (пирожек, сверчек)
особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за
одну, каждая последующая — как самостоятельная. Нельзя считать однотипной
ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные,
сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и
некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия,
интеллигенция) допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну.
Если в одном непроверяемом
слове допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну.
Оценка дополнительного (грамматического) задания
к диктанту
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного
(фонетического, лексического, грамматического, орфографического) задания,
выставляется одна отметка (общая за
всю работу, которая является средним показателем двух отметок; если оценка не
является целым числом, то округление идёт в сторону уменьшения).
Ученикам
предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они
работали или работают к моменту проверки.
При оценке выполнения дополнительного задания рекомендуется
руководствоваться показателями, представленными в таблице.
Показатели для оценки дополнительного (грамматического)
задания к диктанту
Отметка |
Отметка «5» |
Отметка
«4» |
Отметка
«3» |
Отметка
«2» |
Уровень выполнения задания |
Все задания выполнены верно |
Правильно
выполнены не менее 3/4 всех заданий |
Правильно
выполнено не менее 1/2 заданий |
Не выполнено
более половины заданий |
Примечание. Орфографические и
пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий,
учитываются при выведении оценки за диктант. При
наличии дополнительных заданий количество слов в тексте может быть сокращено по
усмотрению учителя на 20 слов.
При проверке диктантов учитель двумя линиями
подчеркивает допущенную ошибку в работе и отмечает ее на полях в
соответствии с условными графическими обозначениями. Исправления
подчеркиваются одной линией и выносятся на поля.
Условные графические обозначения ошибок:
I – орфографические ошибки; н/I – негрубая
орфографическая ошибка;
V – пунктуационные
ошибки; н/V – негрубая
пунктуационная ошибка;
I – повторяющиеся
орфографические ошибки подчёркиваются при вынесении на поля;
–
однотипные орфографические ошибки обводятся в кружок при вынесении на поля;
И – исправления.
Подсчет количества ошибок в диктанте
При подсчете ошибок необходимо учитывать следующее:
·
негрубые
ошибки считаются за пол-ошибки; повторяющиеся ошибки (сколько б их ни было)
считаются за одну;
·
первые
три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная
ошибка учитывается как самостоятельная;
·
при
наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного
написания на верное) оценка снижается на один балл;
·
отметка
«5» не выставляется при наличии 3 исправлений грубых ошибок.
Запись
подсчета допущенных ошибок при выставлении отметки:
0-0, исправлений
нет 5
1-3, 6 исправлений 3
или дробью 0/0,
исправлений нет 5
Оценка сочинений и изложений
Основными формами проверки речевого развития учащихся являются
сочинения и изложения. Это комплексные работы,
с помощью которых проверяются различные стороны языковой и
речевой подготовки учащихся:
· коммуникативные умения, т.е. умения раскрыть тему
высказывания, передать основную мысль, изложить материал последовательно и
связно, найти для него соответствующую композиционную и языковую форму;
· языковые навыки или соблюдение в речи норм
литературного языка;
·
навыки
правописания — орфографические и пунктуационные.
Изложение
Материалом для изложения может быть
ü
текст, который читается учителем;
ü
предварительно проработанный текст;
ü
самостоятельно прочитанный материал из газеты,
журнала;
ü
эпизод кинофильма или телепередачи;
ü
рассказ другого человека об определённых
событиях, народных традициях и др.
Когда материал читается
непосредственно перед контрольной работой, объем текста (ориентировочно)
составляет предложенное в таблице количество страниц.
Требования к объему
изложений
Примерный объем текста |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
10 класс |
11 класс |
Подробное изложение (количество слов) |
100-150 |
150-200 |
200-250 |
250-350 |
350-450 |
450-540 |
540-700 |
Объём текстов итоговых
контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с
тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Объем текста для сжатого
или выборочного изложения должен быть в 1,5-2
раза больше, чем объем текста для подробного изложения. Если для контрольной
работы используются другие источники, то материал подбирается так, чтобы объем
изложения мог быть в пределах нормы, предлагаемой для определённого класса.
Сочинение
Материалом для сочинения
могут быть:
ü
тема,
сформулированная на основе предварительно обсужденной проблемы, жизненной
ситуации, прочитанного и проанализированного художественного произведения; а
также предлагаемые для отдельных учеников вспомогательные материалы.
Требования
к объему сочинений
Примерный объем текста |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
10 класс |
11 класс |
Классное
сочинение (количество
страниц) |
0,5-1 |
1-1,5 |
1,5-2 |
2-2,5 |
2,5-3,5 |
3,5-4,5 |
4,0-5,0 |
К указанному объёму изложений и
сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как
объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от
стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их
общего развития.
Критериями
оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:
Содержание |
Речевое оформление |
Грамотность |
•
соответствие содержания работы заявленной
теме; •
полнота раскрытия темы; •
наличие фактических ошибок; •
последовательность изложения. |
•
разнообразие лексики и грамматического строя
речи; •
стилевое единство и выразительность речи; •
число речевых недочётов. |
•
Число допущенных ошибок: •
орфографических; •
пунктуационных; •
грамматических. |
За
письменное высказывание выставляется одна отметка, которая является средним
показателем набранных баллов за содержание и за языковое оформление. Например,
если ученик за содержание письменной работы получил отметку «4», за ее языковое
оформление – отметку «4», то итоговой оценкой за этот вид деятельности должна
быть отметка «4». Если общая сумма баллов не делится без остатка, то итоговым
баллом является целое число (меньшее из
двух чисел). Например: если за содержание письменной работы поставлена
отметка «5», а за языковое оформление – отметка «4», то итоговой будет отметка
«4». Первая отметка (содержание и речь) не может быть положительной (выше
отметки «2»), если не раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям
оно написано удовлетворительно.
Критерии оценивания сочинения
Отметка |
Критерии оценивания учебных достижений учащихся |
|
Высокий уровень учебных достижений |
«5» |
ü Учащийся глубоко и аргументировано раскрывает тему, что свидетельствует об умении
целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; ü сочинение
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей. |
|
Достаточный уровень учебных достижений |
«4» |
ü Учащийся
достаточно полно и убедительно раскрывает тему, обнаруживает хорошее знание
литературного материала и других источников по теме сочинения и умение
пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и
обобщения; ü логично и
последовательно излагает содержание; ü сочинение написано правильным литературным
языком, стилистически соответствует содержанию; ü допускаются
две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также
не более трёх-четырех речевых недочётов. |
|
Средний уровень учебных достижений |
«3» |
ü ставится за
сочинение, в котором в главном и основном раскрывается тема, в целом дан
верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены
отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; ü обнаруживается
недостаточное умение делать выводы и обобщения; ü материал
излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в
последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами
письменной речи; ü в работе имеется
не более четырех недочётов в содержании и пяти речевых недочётов |
|
Начальный уровень учебных достижений |
«2» |
ü ставится за
сочинение, которое не раскрывает тему, не соответствует плану,
свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из
путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих
положений, не опирающихся на текст; ü характеризуется случайным расположением
материала, отсутствием связи между частями; ü отличается
бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок. |
|
Недостаточный уровень учебных достижений |
«1» |
ü ставится за
сочинение, совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном
незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; ü содержит большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2». |
Критерии оценивания изложения
Отметка |
Критерии оценивания учебных достижений учащихся |
|
Высокий уровень
учебных достижений |
«5» |
ü Учащийся самостоятельно строит
последовательный, полный текст (при изложении – с учётом вида изложения),
учитывает коммуникативную задачу, выражает своё мнение, сопоставляет его с
другими мнениями на один и тот же предмет (при изложении – свою позицию с
авторской), должным образом аргументирует разные точки зрения; работа
отличается коммуникативной направленностью, богатством словаря, точностью в
использовании синтаксических средств; однако есть отдельные недочёты в
языковом оформлении. ü Учащийся самостоятельно строит последовательный, полный текст (при изложении – с
учётом вида изложения), учитывает коммуникативную задачу; выражает своё
мнение, сопоставляет его с мнением своих одноклассников (при изложении –
учитывает авторскую позицию), умеет связать обсуждаемый предмет с собственным
жизненным опытом, подбирает убедительные доказательства для обоснования той
или иной позиции с учётом необходимости решения определённой жизненной
проблемы; работа в целом отличается богатством словаря, точностью
словоупотребления и использованием синтаксических средств, стилистическим
единством, грамматической правильностью. ü Учащийся самостоятельно создаёт яркое, оригинальное по замыслу высказывание в
соответствии с речевой ситуацией и адресатом речи; анализирует разные взгляды
на один и тот же предмет, подбирает убедительные аргументы в пользу той или иной позиции,
осознаёт необходимость использования той или иной информации для решения
определённых жизненных проблем; работа отличается в целом богатством словаря,
точностью словоупотребления, стилистическим единством, грамматической
правильностью; фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее
70% исходного текста. * |
|
Достаточный
уровень учебных достижений |
«4» |
ü Учащийся, не опираясь на
вспомогательные материалы, создаёт достаточно полный текст (при изложении – с
учётом вида изложения); однако в работе есть отклонения от темы, недочёты в
структуре и отборе основной и второстепенной информации; главная мысль
выражена, но не аргументирована ее; удачно подобраны лексические и
синтаксические средства (при изложении – используются авторские средства
выразительности, образности речи), однако не всегда стилистически оправданно
использованы синтаксические средства, допущены ошибки в языковом оформлении. ü Учащийся самостоятельно строит достаточно полный текст (при изложении – с
учётом вида изложения), придерживается требований к структуре высказывания;
но в работе есть отклонения от темы и недочёты в соотношении основной и
второстепенной информации; главная мысль выражена и определённым образом
аргументирована; удачно подобраны лексические средства (при изложении –
используются авторские средства выразительности, образности речи); однако не
всегда стилистически оправданно используются синтаксические средства,
допущены ошибки в языковом оформлении. ü Учащийся
самостоятельно строит последовательный, полный текст (при изложении – с
учётом вида изложения); раскрывает тему, соблюдает требования к структуре
высказывания; однако не учитывает соотношение основной и второстепенной информации; выражает
главную мысль (при изложении – авторскую позицию) и убедительно аргументирует
ее; удачно подбирает лексические средства (при изложении – использует
авторские средства выразительности, образности речи); но не всегда
стилистически оправданно использованы синтаксические средства, допущены
отдельные ошибки в языковом оформлении. |
|
Средний
уровень учебных достижений |
«3» |
ü
Учащийся, опираясь на некоторые вспомогательные материалы,
строит текст, однако не раскрывает тему (при изложении – значительно обедняет
содержание); нарушает последовательность изложения; не различает основную и
второстепенную информацию; подбор слов не всегда удачен (при изложении – не
использована авторская лексика, делающая речь яркой, точной и выразительной),
высказывание характеризуется однообразием синтаксических средств, есть ошибки
в языковом оформлении. ü Учащийся, опираясь на некоторые
вспомогательные материалы, строит текст, неполно раскрывая тему, не учитывает
соотношение основной и второстепенной информации; в отдельных случаях
нарушает последовательность изложения; подбор слов не всегда удачен (при
изложении – не использована авторская лексика со стилистической окраской),
высказывание характеризуется однообразием синтаксических средств, есть ошибки
в языковом оформлении. ü Учащийся, опираясь на вспомогательные материалы, строит достаточно
последовательный текст, раскрывает тему, хотя и не всегда учитывает
соотношение основной и второстепенной информации; подбор слов не всегда удачен,
высказывание характеризуется однообразием синтаксических средств, есть ошибки
в языковом оформлении. Объём составляет менее 70% исходного текста. |
|
Начальный
уровень учебных достижений |
«2» |
ü Учащийся, опираясь на
значительное количество вспомогательных материалов (слова, сочетания слов,
рисунки, план и др.) строит лишь отдельные, не связанные между собой
предложения; словарный запас, синтаксический строй высказывания бедны, есть
ошибки в языковом оформлении. ü Учащийся, опираясь на значительное количество вспомогательных материалов,
строит лишь отдельные фрагменты высказывания; словарный запас, синтаксический
строй бедны, есть ошибки в языковом оформлении. ü Учащийся, опираясь на значительное количество вспомогательных материалов, строит высказывание, не составляющее
завершенного текста, характеризующееся непоследовательностью изложения,
пропусками фрагментов, важных для понимания мысли; словарный запас,
синтаксический строй бедны, есть ошибки в языковом оформлении. |
|
Недостаточный
уровень учебных достижений |
«1» |
ü Учащийся, опираясь на значительное количество вспомогательных материалов
(слова, сочетания слов, рисунки, план и др.), не строит высказывание; даже в
отдельных, не связанные между собой предложениях есть ошибки в языковом оформлении; имеются отклонения
от орфоэпических норм, неправильно интонированы предложения. |
* Если
сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный
текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается «1».
Оценивание
языкового оформления письменного монологического высказывания
При оценивании грамотности письменных изложений и
сочинений учитывают:
ü ошибки, нарушающие речевые и грамматические
(морфологические и синтаксические) нормы;
ü ошибки, нарушающие стилистическое единство
текста;
ü орфографические
и пунктуационные ошибки.
Ошибки и недочёты в сочинениях и изложениях
Следует различать понятия «ошибка» и «недочёт».
Ошибка – это нарушение требований к правильности речи,
нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя».
Недочёт – это нарушение рекомендаций,
связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы
оцениваем с позиции «это неправильно», недочёт – с позиции «это хуже, чем
могло бы быть сказано или написано». Другим словами, недочёт – это скорее не ошибка, а
некоторая шероховатость речи.
Речевые недочёты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять
отбор слов и выражений задачам речи. Выбранные им языковые средства неточно
передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношение автора к описываемым
фактам, не соответствуют стилю изложения.
Речевыми недочётами можно
считать:
ü
повторение одного и того же слова;
ü
однообразие словарных конструкций;
ü
неудачный порядок слов;
ü
различного рода стилевые смешения.
Ошибки в содержании сочинений и изложений
Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что учащийся не
овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком
с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так,
чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения.
Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений
Фактические ошибки |
Логические ошибки |
В изложении: неточности, искажения текста в обозначении
времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных
связей. |
·
нарушение последовательности
в высказывании; ·
отсутствие
связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями; ·
неоправданное повторение высказанной ранее мысли; ·
раздробление одной микротемы другой микротемой; ·
несоразмерность
частей высказывания или отсутствие необходимых частей; ·
перестановка
частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению); ·
неоправданная подмена лица, от которого
ведётся повествование, к примеру, повествование ведётся сначала от первого, а
потом от третьего лица. |
В сочинении: искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имён собственных, мест событий, дат. |
Речевые ошибки
К речевым ошибкам
относятся ошибки и недочёты в употреблении слов и построении текста. Первые в
свою очередь делятся на лексические и
стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно отнести
следующие нарушения:
ü
употребление слова в несвойственном ему
значении, например: мокрыми ресницами
он шлепал себя по лицу; реки с налипшими
на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
ü неразличение
(смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям
ребенка и идти у него на поводке;
ü
нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков
постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
ü употребление
лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней
случайно;
ü
пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно
сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о
стрижке);
ü
стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов,
например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе.
Речевые ошибки в построении текста:
ü
бедность и однообразие синтаксических
конструкций;
ü нарушение видовременной соотнесенности
глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету,
Гринев долго смотрел ему вслед;
ü стилистически неоправданное повторение
слов:
ü неудачное употребление местоимений
для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности,
двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;
ü неудачный порядок слов.
Стилистические ошибки представляют собой следующие
нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:
ü
неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов,
например: У Кити было два парня:
Левин и Вронский;
ü
неуместное
употребление эмоционально
окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом
сидит папа (вместо отец) одного из малышей;
ü
смешение
лексики разных исторических эпох;
ü
употребление
штампов.
Грамматические ошибки
Грамматические ошибки — это нарушение грамматических норм
образования языковых единиц и их структуры. Грамматические ошибки помогают
учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными,
морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибок
Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или
видоизменении слов нормативного языка – например: надсмешка, подчерк,
нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как
орфографические.
Морфологические,
связанные с
ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте;
одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок: ложит и т.д.
Ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами,
например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображён
мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени.
Местоименное дублирование одного из членов
предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;
пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.
Ошибки
в структуре предложения:
ü смешение сочинительной и подчинительной
связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его
порывами;
ü отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с
коней, которые учились в бурсе; нарушение связи между подлежащим и
сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это
было моей единственной книгой в дни войны; нарушение границы предложения,
например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;
ü разрушение ряда однородных членов,
например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступает от
своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а ещё грузовик и
комбайн.
Смешение прямой и косвенной речи
Разрушение фразеологического оборота без особой
стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки;
хохотала как резаная.
Грамматические ошибки следует отличать от
орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме,
ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима.
Простой приём чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить
грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам,
промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено
согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался
в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу
написано другое.
Нормы оценивания сочинений и изложений
Отметка |
Основные критерии оценки |
|
Содержание и речь |
Грамотность |
|
«5» |
1. Содержание
работы полностью соответствует теме. 2. Фактические
ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста. 3. Содержание
работы излагается последовательно. 4. Текст
отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием
синтаксических конструкций. 5. Достигнуты
стилевое единство и выразительность текста. 6. Допускается
1 недочёт в содержании. |
Допускается: •
1 негрубая орфографическая + 1 негрубая
пунктуационная + 0 грамматических. •
1 негрубая орфографическая + 1 негрубая
пунктуационная + 1 грамматическая ошибка. •
0 орфографических + 1 негрубая пунктуационная
+ 1 грамматическая ошибка. • 1
негрубая орфографическая + 0 пунктуационных + + 1 грамматическая ошибка. |
«4» |
1.
Содержание работы в основном соответствует теме,
имеются незначительные отклонения от темы. 2. Содержание
изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста. 3. Имеются
незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический
и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль
работы отличается единством и достаточной выразительностью. 6. Допускается
не более 2 недочётов в содержании и не
более 3-4 речевых недочётов. |
•
2 орфографические + 2 пунктуационные +3
грамматические ошибки; •
1 орфографическая + 3 пунктуационные + 3
грамматические ошибки; •
0 орфографических + 4 пунктуационные + 3
грамматические ошибки. • В
любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать трёх, а
орфографических — двух. |
«3» |
1.
Имеются существенные отклонения от заявленной темы. 2. Работа
достоверна в основном своём содержании, но в ней допущены 3-4 фактические
ошибки. 3. Объем
изложения составляет менее 70% исходного текста. 4. Допущено
нарушение последовательности изложения. 5. Лексика
бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны. 6. Встречается
неправильное употребление слов. 7. Стиль
работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. 8.
Допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов. |
•
0 орфографических + 5-7 пунктуационных (с
учётом повторяющихся и негрубых); •
1 орфографическая + 4-7 пунктуационных + 4
грамматические ошибки; •
2 орфографические + 3-6 пунктуационных + 4
грамматические ошибки; •
3 орфографические + 5 пунктуационных + 4
грамматические ошибки; • 4
орфографические + 4 пунктуационные + 4 грамматические ошибки. |
«2» |
1. Работа
не соответствует заявленной теме. 2. Допущено
много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного
тоста 3. Нарушена
последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь
между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану. 4. Лексика
крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют.
Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной
связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов. 5. Нарушено
стилевое единство текста. 6. Допущено
6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов. |
•
5 и более грубых орфографических ошибок
независимо от количества пунктуационных; •
8 и
более пунктуационных ошибок независимо от количества орфографических. • Общее
количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более
5 грамматических. |
«1» |
Допущено более 6
недочётов в содержании и более
7 речевых недочётов. |
Имеется по 7 и
более орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. |
Примечания:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать
самостоятельность, оригинальность замысла сочинения учащегося, уровень его
композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его
хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше
нормы, то при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для
отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. При выставлении отметки
«5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Если не раскрыта тема сочинения, хотя по
остальным показателям оно написано удовлетворительно, отметка за содержание не может быть выше отметки «2».
4. На оценку сочинений и изложений
распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о
сделанных учеником исправлениях (см. «Оценка диктантов»).
При проверке
изложений и сочинений в 5-9 классах
(как контрольных, так и обучающих) отмечаются (а в необходимых случаях и
исправляются) не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и
фактические, логические, речевые (речевые ошибки подчеркиваются волнистой
линией) и грамматические; на полях тетради учитель обозначает недочёты в
содержании – знаком С (фактические ошибки знаком Ф, логические — знаком Л),
речевые – знаком Р, грамматические – знаком Г; исправления – знаком И.
Подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной
пастой (красными чернилами, красным карандашом).
В изложениях и сочинениях указывается количество фактических, логических,
речевых и грамматических ошибок; после подсчета в установленном порядке
выставляется оценка работы. Первая отметка ставится за содержание и речь. Перед
нею записывается число ошибок в содержании и число речевых недочётов. Перед
второй отметкой – за грамотность – указывается число орфографических,
пунктуационных и грамматических ошибок. В целом запись будет выглядеть так:
0–2 4
3–3– 3
После этого выводится общая отметка за работу, которая представляет собой
среднее арифметическое оценок за содержание и грамотность.
Все контрольные работы оцениваются учителем с занесением оценок в классный
журнал. За диагностические
и обучающие работы отметки «2» и «3» выставляются по усмотрению учителя.
Условные графические обозначения ошибок:
С – недочёты в
содержании (Л – логические, Ф – фактические ошибки);
Г – грамматические
ошибки и недочёты;
Р – речевые ошибки;
I – орфографические ошибки;
V – пунктуационные
ошибки;
н/I – негрубая орфографическая ошибка;
н/V – негрубая
пунктуационная ошибка;
I – повторяющиеся
орфографические ошибки (подчёркиваются при вынесении на поля);
– однотипные орфографические
ошибки (обводятся в кружок при вынесении на поля);
И – исправления.
Тестовые задания
Тесты предоставляют
учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют
обучению детей процессуальному самоконтролю. Учителю дают возможность
объективно оценить знания и умения обучающихся в баллах по единым для всех
критериям.
Количество
тестовых заданий должно быть кратно 5.
·
При выставлении
отметки учитывается количество процентов выполненных правильно заданий:
90%–100% – отметка "5"
75%–89 % – отметка "4"
60%–74 % – отметка "3"
45%–59 % – отметка "2"
·
В тематических
тестах или комплексных тестах небольшого объема соотношение следующее:
100% – отметка "5"
75%–99 % – отметка "4"
60%–74 % – отметка "3"
45%–59 % – отметка "2"
Примечание: в процентах можно
высчитывать любые работы, в том числе проверочные, самостоятельные, развернутые
ответы и т.д.
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются
более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих
работ учитываются:
ü степень самостоятельности учащегося;
ü этап обучения;
ü объём работы;
ü четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки
были предупреждены в ходе работы, отметки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда учащийся не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку.
При этом выбор одной из отметок при одинаковом уровне грамотности и содержания
определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей
оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по
количеству слов объем диктантов для данного класса, для отметки «4»
допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и
домашняя, при закреплении определённого умения или навыка проверяется, но по
усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего
анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ
соответствующего или близкого вида.
Порядок выставления текущих и промежуточных отметок
ü В
классном журнале в клетках для
отметок учитель имеет право записывать ручкой только один из следующих
символов:
1,
2, 3, 4, 5, н, н/а.
ü
Выставление
в журнале точек, отметок со знаком «минус» или «плюс», использование карандаша
не допускается.
ü
Выставление в одной клетке двух отметок не допускается.
ü
Итоговая
отметка за четверть
выставляется на основании не менее трёх текущих отметок.
ü
Годовая
отметка выставляется на
основании четвертных отметок или отметок за I, II семестр как среднее
арифметическое этих отметок в соответствии с правилами математического
округления.
ü
Отметка
н/а (не аттестован) может быть выставлена только в отсутствии трёх текущих
отметок и пропуска обучающимся более 75% учебного времени.
ü
Необходимо учитывать, что выставление неудовлетворительных отметок на
первых уроках после длительного отсутствия учащихся, а также после каникул
сдерживает развитие успехов обучающихся и формирует у них негативное отношение
к учению. Между контрольными работами следует аттестовать учащихся путем
устного опроса. Учителя-предметники, работающие с учащимися на индивидуальном
обучении, выставляют текущие и четвертные (семестровые) отметки в специальном
журнале для индивидуальных занятий, а также в классном журнале и электронном
классном журнале (при наличии).
ü
Учителя-предметники выставляют четвертные
(семестровые) отметки не позднее двух дней до окончания четверти (семестра).
ü
Годовые отметки выставляются не позднее двух
дней после окончания учебных занятий, но до начала проведения государственной
итоговой аттестации.
ü
Отметки учащихся за четверть или семестр должны
быть объективны и обоснованы, т.е. соответствовать текущей успеваемости
ученика, учитывать не только среднюю арифметическую величину, но и все
образовательные достижения школьника, его грамотность, качество выполнения
контрольных, практических, лабораторных и др. видов работ.
ü
Корректировка четвертных, годовых оценок не
допускается.
ü
Семестровый балл в 10-11-х классах может быть
скорректирован, но не более чем на один балл.
Порядок проверки письменных работ учителями
1. Проверка
контрольных работ осуществляется в следующие сроки:
Тексты
письменного текущего контроля, выполненные не в контрольных и/или рабочих тетрадях
(например, на отдельных листах и т.д.), хранятся у учителя или ученика в
течение трёх дней с момента объявления отметки.
Контрольные
работы проводятся после изучения тем программы в соответствии с тематическим
планированием. При планировании контрольных работ необходимо предусмотреть
равномерное их распределение в течение всей четверти. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первые дни после
четверти, праздников, на первых и последних уроках.
Вид
работы |
Срок
проверки |
Диктант (5-11 класс) |
к следующему уроку |
Изложение и сочинение (5-8 класс) |
в течение 5 дней |
Изложение и сочинение (9-11 класс) |
в течение 8-10 дней |
Контрольное тестирование |
к следующему уроку |
2. Оптимальная
периодичность проверки тетрадей учащихся, в которых
выполняются классные и домашние работы по русскому языку
Класс |
Русский
язык |
5
|
после каждого урока у
всех учащихся |
6
|
первое
полугодие – после каждого урока у всех учащихся, второе полугодие –
после каждого урока у слабых учащихся, у сильных – наиболее значимые по своей
важности, но не менее 1 раза в неделю у всех учащихся |
7-9 |
после каждого урока у
слабых учеников, а у сильных – наиболее значимые по своей важности, но не
менее 1 раза в неделю у всех учащихся |
10-11 |
после каждого урока у
слабых учащихся, выборочно, наиболее важные работы, но не реже двух раз в
месяц у всех учащихся |
Изложения
и сочинения по русскому языку, а также все виды контрольных работ проверяются у
всех учащихся.
3.
Механизм исправления ошибок
В проверяемых работах
учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:
·
учитель
только подчёркивает и отмечает на полях допущенную ошибку,
которую исправляет сам учащийся (ошибки в работах учащихся начального и
среднего уровня учебных достижений исправляются учителем);
·
все ошибки выносятся на поля, при оценивании
группируются;
·
при
проверке изложений и сочинений отмечаются (а в необходимых случаях и
исправляются) не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и
логические, речевые (речевые ошибки подчёркиваются волнистой линией) и
грамматические;
·
проверив
диктант, изложение или сочинение учитель подсчитывает и записывает количество
ошибок по видам, в диктантах дробью указывает количество орфографических
(числитель) и пунктуационных (знаменатель) ошибок; в изложениях, сочинениях
ошибки группируются по схеме.
4. Работа
над ошибками осуществляется
в рабочих тетрадях и оценивается на усмотрение учителя. В этом случае
делается запись: «Работа над ошибками» или «Коррекционное задание». Проверяется обязательно.
5.
Отметка выставляется без кавычек, без знака
минуса.
6.
Ведение тетрадей оценивается 1, 2, 3, 4, 5 баллами один раз
в месяц. Оценка за ведение тетради является средним арифметическим всех
проверенных за месяц работ. Оценка может быть повышена учителем на 1 балл при
особой аккуратности и соблюдении норм орфографического режима, а также снижена
из-за его нарушения. При проверке тетрадей учитывается наличие всех работ,
грамотность, аккуратность, умение правильно оформить работу. Оценка за ведение
тетради учитывается как текущая при выведении ближайшего оценивания. Отметка
за ведение тетради выставляется в журнал один раз в месяц в отдельную
колонку без даты.
1.
Работа над ошибками выполняется в рабочей
тетради.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.