Мастер-класс
Развитие
интегративного мышления
на уроках
мировой литературы в профильных классах
Автор: учитель русского языка и литературы
Харцызской ОШ № 2
Н.В.Бережная
В научной литературе
встречаются следующие наиболее распространённые характеристики мышления
современного человека: клиповое мышление, фрагментарное, мозаичное, линейное,
негармоничное, нецелостное, статичное. Для такого типа мышления характерна
отрывочность восприятия: человек знает понемногу обо всём, но ничего
досконально, не склонен к анализу, теряет желание и способность постигать
что-то новое. Но существует содержательно другой ряд характеристик: новое
ценностное мышление, гармоничное, целостное, объёмное, синтетичное, динамичное,
природное, экологическое, здоровое, универсальное. Этот ряд характеристик
мышления можно объединить одним термином – интегративное
мышление. По определению В.А.Доманского,
интегративное мышление – это «мышление с высоким уровнем синтеза вербального и
образного компонентов» (8, с. 110)
Педагогика ХХІ века ищет новый образовательный идеал.
Доктор А.Урбански, вице-президент Американской ассоциации учителей,
сформулировал его следующим образом: «В основу преподавания будет положено
обучение мышлению». Какому мышлению? В учебнике М.И.Меерович и Л.И.Шрагиной
«Основы культуры мышления» речь идёт преимущественно об интегрированных
качествах нашего интеллекта: формирование навыков мыследеятельности и развитие
воображения. Фокус внимания учителя смещается от получения правильного ответа
до понимания того, каким образом этот ответ получен. Таким образом, проблема
развития интегративного мышления учащихся соответствует запросам современного
образования.
Интегрирование
образовательных технологий и содержания смежных дисциплин (русский и украинский
языки, литература (русская, мировая, украинская), искусство, культура)
направлено на решение следующих задач:
-
развитие творческой личности, способной
ориентироваться в информационном, поликультурном пространстве;
-
развитие духовных потребностей и
культурных интересов личности, ориентированных на систему общечеловеческих
ценностей;
-
формирование мышления через обучение
деятельности, умению адаптироваться внутри определённой системы относительно
принятых в ней норм, осознанно строить свою деятельность по достижению цели и
оценивать собственную деятельность и её результат через активизацию
коммуникативных умений учащегося;
-
формирование интегративного знания через
умение устанавливать межпредметные связи посредством структурирования
информации, системного мышления, творческого подхода к проблеме и личного
опыта.
Для
развития интегративного мышления на уроках используются следующие технологии:
ü интегративная
технология развивающего обучения (Л.Г.Петерсон)
ü технология
«Педагогическая мастерская»
ü проектная
технология (Дж.Дьюи)
ü интерактивные
технологии
ü технология
развития критического мышления через чтение и письмо (Ч.Темпл, Д.Стил,
К.Мередит)
ü технология
проблемного обучения.
Большое
значение в развитии творческой личности имеет творчество самого учителя,
поэтому в работе широко используются нестандартные
уроки:
ü урок-конференция,
ü экскурсия,
ü исследовательская работ,
ü лабораторная работа,
ü деловая игра,
ü урок-дискуссия,
ü семинары,
ü урок- соревнование,
ü урок-творчество
ü урок-презентация и др
На разных этапах урока системно
используются следующие приёмы и методы активизации
деятельности учащихся, развития интегративного мышления:
1.
Семантизация (изучить этимологию слова и «поиграть» с ним, составляя каламбуры,
ребусы, неологизмы и др.)
2.
Поисково-исследовательская работа (сравнение языковых единиц русского и
украинского языков, рефераты, доклады, проекты и др)
3.
Творческие задания («Живые вещи», «Фантастические истории», «Воображаемая
история», «Меняем сказку», «Свободные тексты»; составление кроссвордов,
коллажей, иллюстраций и др.)
4.
Приёмы интерактивного обучения ( «Мозговой штурм», метод «Пресс», «Займи
позицию», «Обучая учусь» и др.)
Внеурочная деятельность по предмету также способствует устойчивому
развитию учащихся:
ü интеллектуальные
игры, турниры знатоков, брейн-ринги,
ü диспут-клуб,
ü литературные
вечера, гостиные, праздники,
ü театрализованные
постановки и др.
10
класс. Ранний модернизм. Тема сложна тем, что у писателей-модернистов
кардинально иной подход к созданию произведений, чем у
писателей-предшественников. Учащиеся с такой литературой ещё не сталкивались,
поэтому их нужно подготовить к восприятию модернистской поэзии.
1. Ассоциативная разминка.
Даю информацию – аромат.
- С чем ассоциируется (цвет,
звук, предмет)? Какие вызывает ощущения?
- Что я хотела вам сообщить,
передать?
- Во время разминки мы
использовали принцип синестезии. Сформулируйте этот принцип (Такой принцип
написания стихотворения, когда цветовые ассоциации, звуки, запахи, выражаются
друг через друга).
2. Поль Верлен «Слёзы моего сердца».
- Для модернистов содержание,
лексическое значение слова уходит на второй план, важен звук слова и то, какие оно
вызывает ощущения, поэтому желательно дать услышать произведение на языке
оригинала.
Внимательно послушайте,
передайте своё впечатление от стихотворения, предположите содержание, дайте
название.
Дальше можно предложить работу
с переводом стихотворения.
3. Шарль Бодлер «Вечерняя гармония».
- Докажите, что образы
стихотворения «вытекают» один из другого и сливаются гармонично в образ, что «сияет,
словно потир»
- Как вы считаете, чьё лицо
«сияет»? (Потир – сосуд для христианского богослужения, применяемый при
освящении вина и принятии причастия. Потир – образ чаши, переданный Христом на
Тайной вечере своим ученикам: «Пейте от неё всё, ибо сие есть Кровь Моя Нового
Завета, за многих изливаемая во оставление грехов»).
11
класс. Постмодернизм.
- Подготовить к восприятию
произведений можно через зрительный образ. В помощь привлечём кинематограф.
Просмотрев видеоролик, попробуйте назвать один из принципов современного
искусства, и литературы в частности (цитата, ирония).
4. Просмотрев видеоролик, скажите,
цитаты каких произведений вы заметили? (Библия, Христос – самые популярные
мотивы в постмодернистской литературе)
Вывод: развитие интегративного мышления способствует
формированию разносторонней личности, воспринимающей окружающий мир в единстве
всех его составляющих.
Подстрочник
Плачет моё сердце,
Как дождь над городом;
Что это за томление,
Которое проникает в мое сердце?
О сладкий звук дождя
По мостовой и по крышам!
В сердце боль,
О песня дождя!
Сердце плачет без причины
Что вызывает отвращение в нём?
Нет измены,
Для траура нет оснований.
Это худшая боль.
Потому что
Без любви и ненависти
В моем сердце столько боли!
Как дождь над городом;
Что это за томление,
Которое проникает в мое сердце?
О сладкий звук дождя
По мостовой и по крышам!
В сердце боль,
О песня дождя!
Сердце плачет без причины
Что вызывает отвращение в нём?
Нет измены,
Для траура нет оснований.
Это худшая боль.
Потому что
Без любви и ненависти
В моем сердце столько боли!
Перевод
В.Брюсова
1. Весь день
льет слезы сердце,
Как дождь
на город льет.
Куда от горя деться,
Что мне
проникло в сердце?
О, нежный шум
дождя
По камням и по крышам!
И, в сердце боль будя,
О, песенка дождя!
И слезы
беспричинно
В истомном сердце том.
Измена? Нет помина!
Томленье беспричинно.
Но хуже нету мук,
Раз нет любви и злобы,
Не знать: откуда вдруг
Так много в сердце мук.
2.
Слезы моего сердца,
Как дождь над городом.
Это печальное скерцо
В сердце грустном и гордом.
Мерный стук редких капель
По земле и по крышам -
Это просто дождя песнь
Сердцу, что еле дышит.
Без повода горько плачет
Сердце, если нет надежды.
Оно не может иначе -
Скорбь неясна и безбрежна.
Ненависть, измена, любовь
Не рвут сердце на части.
Самая глубокая боль
Необъяснима в несчастье.
Как дождь над городом.
Это печальное скерцо
В сердце грустном и гордом.
Мерный стук редких капель
По земле и по крышам -
Это просто дождя песнь
Сердцу, что еле дышит.
Без повода горько плачет
Сердце, если нет надежды.
Оно не может иначе -
Скорбь неясна и безбрежна.
Ненависть, измена, любовь
Не рвут сердце на части.
Самая глубокая боль
Необъяснима в несчастье.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.