На уроках литературы преимущественной формой обучения и осуществления контроля достигнутых результатов является диалог, происходящий на всех этапах учебной деятельности, к которому учащихся привлекает учитель, побуждая рассуждать, делать обобщения и выводы, высказывать собственные мысли и оценки.
При этом и
происходит проверка и оценивание учебных достижений учащихся и уровня их
компетентности, то есть текущее оценивание знаний и умений. Во время такого
оценивания обязательным должен стать контроль за тем, чтобы каждый учащийся прочитал
предусмотренные программой произведения и знал их содержание; контроль за
выполнением зачетных устных и письменных работ.
Основными критериями оценивания учебных достижений учащихся
являются следующие:
Отметка |
Критерии
оценивания учебных достижений учащихся |
|
Недостаточный
уровень учебных достижений |
«1» |
ü учащийся воссоздает материал,
называя отдельный факт; ü понимает учебный материал и может
воспроизвести фрагмент из него в виде отдельного предложения |
|
Начальный
уровень учебных достижений |
«2» |
ü учащийся понимает учебный материал,
с помощью учителя дает ответ в виде высказывания; ü имеет представление о содержании
произведения, способен пересказать незначительную его часть и с помощью
учителя определить основные сюжетные элементы |
|
Средний
уровень учебных достижений |
«3» |
ü учащийся знает содержание
произведения, пересказывает его отдельную часть, с помощью учителя находит
примеры в тексте; ü учащийся знает содержание
произведения, способен пересказать значительную его часть, с помощью учителя
выделяет главные эпизоды |
|
Достаточный
уровень учебных достижений |
«4» |
ü учащийся владеет материалом и
навыками анализа литературного произведения по представленному учителем
образцу, приводит отдельные примеры из текста; ü под руководством учителя
анализирует текст, исправляет допущенные ошибки и подбирает доказательств в
подтверждение высказанной мысли; ü оценивает отдельные литературные
явления, подбирает аргументы в подтверждение своих соображений |
|
Высокий
уровень учебных достижений |
«5» |
ü учащийся владеет материалом и
навыками анализа литературного произведения, систематизирует приобретенные
знания, находит и исправляет допущенные ошибки; ü высказывает собственные мысли,
самостоятельно оценивает литературные явления; ü учащийся свободно владеет
материалом и навыками литературного произведения, способностью к оригинальным
решениям разнообразных задач, выполнение которых предусмотрено учебной
программой |
С целью
систематизации и упорядочения нагрузки учащихся в течение учебного года
рекомендуем следующее количество видов контроля в процессе изучения литературы
в каждом классе. Предложенное в таблице распределение часов является
минимальным и обязательным для проведения в каждой четверти.
Обязательное
количество видов контроля
Обязательное
количество видов контроля по литературе
5-9
классы
|
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
Всего часов |
105 |
105 |
70 |
70 |
105 |
Развитие речи |
10 |
10 |
4 |
4 |
12 |
Внеклассное
чтение |
10 |
10 |
3 |
3 |
10 |
Контрольная
работа |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Контрольное
сочинение |
- |
4 |
2 |
2 |
4 |
Развернутый
ответ на вопрос |
4 |
- |
- |
- |
- |
Литература
родного края |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Текстуальное
изучение произведений |
72 |
72 |
53 |
53 |
70 |
Резерв |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
10-11
классы
|
10-11 Базовый уровень |
10-11 Углубленный
уровень |
||
10 класс |
11 класс |
10 класс |
11 класс |
|
Всего часов |
105 |
105 |
175 |
175 |
Развитие речи |
10 |
2 |
12 |
12 |
Внеклассное
чтение |
4 |
3 |
4 |
4 |
Контрольная
работа (тест) |
4 |
3 |
4 |
4 |
Контрольное
сочинение |
4 |
3 |
6 |
6 |
Литература
родного края |
2 |
2 |
4 |
4 |
Текстуальное
изучение произведений |
78 |
92 |
140 |
140 |
Резерв |
3 |
3 |
5 |
5 |
Возможные
виды контрольных работ
ü тест;
ü литературный
диктант;
ü развернутый
ответ на вопрос;
ü комбинированная
контрольная работа;
ü разноуровневые
тестовые задания;
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся
являются обучающие работы, к которым относятся: планы статей учебников,
сочинения, изложения, письменные ответы на вопросы и т.д.
По литературе
проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы.
Текущие
контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого
программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с
учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся
каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может
отводить весь урок или только часть его.
Итоговые контрольные работы проводятся:
- после изучения
наиболее значительных тем программы,
- в конце
учебной четверти,
- в конце
полугодия.
Время проведения
итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки учащихся
определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школ по
согласованию с учителями. В один рабочий день следует давать в классе только
одну письменную итоговую контрольную работу.
При планировании
контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их
распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных
контрольных работ к концу четверти, полугодия.
Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, в понедельник.
С целью
подготовки учащихся к итоговой аттестации по литературе рекомендуется
максимально использовать такие формы работы, как сочинения-миниатюры, развернутые
ответы на вопросы, ответы ограниченного объёма (5-10 предложений) на проблемный
вопрос, эссе, рецензии и др.
Письменные
работы по литературе выполняются на уроках развития речи, в классном журнале
(как и в рабочей программе учителя) обозначаются буквами «Р.р.». Иногда учитель
рядом с буквами «Р.р.» может ставить номер именно урока развития речи: «Р.р. №
5». Такая запись не нарушает требований к обозначению данного вида уроков, а
обозначает порядок этих уроков в календарно-тематическом планировании учителя.
Запись темы
урока развития речи должна соответствовать теме, обозначенной в
календарно-тематическом плане рабочей программы, и отражать вид деятельности
учащегося и учителя. Например, «Классное сочинение по…», «Подготовка к
домашнему сочинению по…».
К урокам
развития речи относится обучение конспектированию, тезированию, составлению
плана, поэтому в теме урока должно быть четко прописано «Обучение тезированию.
Взгляд Д. Писарева на …».
Необходимо
помнить, что письменные работы могут быть обучающими и контрольными, поэтому
целесообразно указывать в записи «Контрольное сочинение…», «Обучающее
изложение…», «Обучение тезированию…», «Обучение конспектированию…» (обязательно
указать, на примере какого произведения). Можно этого не делать, зная норму
контрольных работ по литературе. Тогда в журнале будет 1-2 записи
«Контрольное…», а все остальные записи указывают на обучающий характер работы.
Итоговый контроль обязателен.
Важно помнить,
что итоговый контроль нельзя проводить на последнем уроке (уроках): иначе нет
возможности прокомментировать результаты, дать возможность учащемуся
исправить отметку. Любой вид контроля
анализируется, комментируется, организуется работа над ошибками.
Рекомендуемые нормы чтения
Класс |
Чтение
вслух (кол-во слов в мин.) |
Чтение
про себя (кол-во слов в мин.) |
5 –
6 |
120-130 |
170 |
7 –
8 |
130-140 |
210 |
9 – 11 |
150 |
250 |
Сроки
проверки контрольных и самостоятельных работ
Вид
работы |
Срок
проверки |
Литературный
диктант (5-11 класс) |
к следующему уроку |
Развернутый
ответ на вопрос (5-11 класс) |
к следующему уроку |
Изложение
и сочинение (5-8 класс) |
в течение 5 дней |
Изложение
и сочинение (9-11 класс) |
в течение 8-10 дней |
Контрольное
тестирование |
к следующему уроку |
Выполнение
заданий творческого характера |
на усмотрение учителя |
Оценка устных ответов
При
оценке устных ответов учащихся учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах
программы данного класса:
-
знание текста и понимание
идейно-художественного содержания изученного произведения;
- умение объяснить взаимосвязь событий, характер и
поступки героев;
- понимание роли художественных средств в раскрытии
идейно-эстетического содержания изученного произведения;
- знание теоретико-литературных понятий и умение
пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и
прочитанных самостоятельно;
- умение анализировать художественное произведение
в соответствии с ведущими идеями эпохи;
- умение владеть монологической литературной речью,
логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло,
правильно и выразительно читать художественный текст.
При
оценке устных ответов по литературе используются следующие критерии:
Отметка
«5»: |
ответ обнаруживает прочные знания и
глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить
взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств
в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст
для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой;
свободно владеть монологической речью. |
Отметка
«4»: |
ставится за ответ, который
показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого
произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки
героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического
содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования
своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако
допускают 2-3 неточности в ответе. |
Отметка
«3»: |
оценивается ответ,
свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого
произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии
идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение
пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок
в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью,
ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения
установленным нормам для данного класса. |
Отметка
«2»: |
ответ обнаруживает незнание
существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и
характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии
идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической
речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка. |
Отметка
«1»: |
учащийся
воссоздает материал, называя отдельный факт; понимает учебный материал и
может воспроизвести фрагмент из него в виде отдельного предложения. |
Критерии
оценивания
учебных достижений учащихся при создании сочинения
Работая над устными и письменными сочинениями,
учащиеся применяют на
практике знания и навыки, полученные при чтении и разборе художественных
произведений: умение определить свою точку зрения, избрать для ее выражения
соответствующие композиционные формы, тот или иной план изложения. Качеством
занятий по литературе, степенью самостоятельности и зрелости мысли учащихся определяется
богатство, точность, выразительность их языка.
Объем сочинений
учащегося должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 тетрадная страница, в 6
классе —1,5; в 7 классе — 2;
в 8 классе — 2,5; в 9 классе — 3; в 10 классе — 3,5-4;
в 11 классе — 4-4,5.
Любое сочинение
учащегося проверяется не позднее недельного срока в 5-8-ом и 10 дней в 9-11- х
классах; оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь,
вторая — за грамотность. В журнал
выставляется одна отметка, которая является средней оценкой за содержание и
грамотность. Если отметка не является целым, она округляется в сторону увеличения.
РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ НА ПРОБЛЕМНЫЙ
ВОПРОС (5 КЛАСС)
на основе анализа эпического,
лирического, лиро-эпического или драматического произведения
Развернутый
ответ на проблемный вопрос представляет собой вопрос аналитического характера,
содержательно соотнесенный с эпизодом эпического, лирического, драматического
или лиро-эпического произведения. Как правило, вопрос связан с темой
(проблемой, идеей) произведения или фрагмента, с определением места и роли
фрагмента в произведении, характерами действующих лиц, выявлением средств
воплощения авторской идеи и т. п. Развернутый ответ представляет собой текст
объёмом 5-10 предложений.
Композиция
развернутого ответа на вопрос не предполагает вступления и заключения. Возможны
два основных «сценария» ответа:
сначала
дать прямой краткий ответ на поставленный вопрос, а затем аргументировать его,
обращаясь к тексту произведения;
сначала
изложить свои наблюдения над текстом произведения, а затем, опираясь на эти
аргументы, сформулировать обобщающий вывод, который и будет ответом на
поставленный вопрос.
Задание
оценивается по следующим критериям:
1. |
Соответствие
ответа заданию |
1
балл |
2. |
Привлечение
текста произведения для аргументации |
1
балл |
3. |
Логичность
и соблюдение речевых норм |
1
балл |
4. |
Соблюдение
орфографических норм |
1
балл |
5. |
Соблюдение
пунктуационных норм |
1
балл |
Если
по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не
проверяется.
Оценка
сочинений
В
основу оценки сочинений учащегося по литературе должны быть положены следующие
главные критерии в пределах программы данного класса:
ü правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия,
верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев,
исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность
основных положений, привлечение материала, важного и существенного для
раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение
включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях;
ü соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов
между ними;
ü точность и богатство лексики, умение пользоваться
изобразительными средствами языка.
Отметка
за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний,
умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка |
Критерии
оценивания учебных достижений учащихся |
|
Недостаточный
уровень учебных достижений |
«1» |
ü ставится за сочинение, совершенно не
раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и
неумении излагать свои мысли; ü содержит большее число ошибок, чем
это установлено для отметки «2». ü |
|
Начальный
уровень учебных достижений |
«2» |
ü ставится за сочинение, которое не
раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном
знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий,
без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; ü характеризуется случайным расположением
материала, отсутствием связи между частями; ü отличается бедностью словаря,
наличием грубых речевых ошибок. |
|
Средний
уровень учебных достижений |
«3» |
ü
ставится
за сочинение, в котором в главном и основном раскрывается тема, в целом дан
верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены
отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; ü
обнаруживается
недостаточное умение делать выводы и обобщения; ü
материал излагается достаточно логично, но
имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; ü
обнаруживается
владение основами письменной речи; ü
в
работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых
недочетов. |
|
Достаточный
уровень учебных достижений |
«4» |
ü
учащийся
достаточно полно и убедительно раскрывает тему, обнаруживает хорошее знание
литературного материала и других источников по теме сочинения и умение
пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и
обобщения; ü
логично
и последовательно излагает содержание; ü
сочинение написано правильным литературным языком,
стилистически соответствует содержанию; ü
допускаются
две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также
не более трех-четырех речевых недочетов. |
|
Высокий
уровень учебных достижений |
«5» |
ü
учащийся
глубоко и аргументировано раскрывает тему, что свидетельствует об отличном
знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия,
об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; ü
сочинение
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; ü
написано
правильным литературным языком и стилистически соответствует содержанию; ü
допускается
незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета. |
Если сочинение
представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без
каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается отметкой «1».
Критерии оценивания
учебных достижений учащихся при написании тестов
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии
оценок следующие:
Отметка и
процент выполнения работы
«5» – 90–100 %;
«4» – 78–89 %;
«3» – 60–77 %;
«2» – менее 59%.
Количество тестовых заданий должно быть кратно 5.
Критерии
оценивания
учебных
достижений учащихся при написании литературных диктантов
Оценка диктанта
(основные литературные понятия и термины)
В словарных диктантах: (5
класс – 8-10 слов; 6 класс – 14-15 слов; 7-9 классы – 18-20 слов; 10-11 классы
– 25-30 слов)
Отметка и
процент выполнения работы
«5» –
правильность 100-90%
«4» –
правильность 90-80%
«3» – правильность
80-50%
«2» –
правильность менее 50%
«1» – ошибочное
написание 100% работы
Критерии
оценивания
устного ответа
учащегося по литературе
Отметка |
Содержание |
Взаимодействие
с собеседником и оформление речи |
||
Лексическое
оформление речи |
Грамматическое
оформление речи |
Фонетическое
оформление речи |
||
«5» |
Коммуникативная задача полностью выполнена: цель общения
успешно достигнута, тема раскрыта в заданном объеме. Ученик высказывает
интересные и оригинальные идеи. |
В речи нет лексических ошибок; словарный запас богат, разнообразен и адекватен
поставленной задаче. |
В нет речи грамматических ошибок; речь богата
разнообразными грамматическими конструкциями. |
В нет речи
фонетических ошибок. |
«4» |
Коммуникативная задача выполнена не полностью: цель общения
в основном достигнута, однако тема раскрыта не в полном объеме: высказанные
положения недостаточно аргументированы. |
Словарный запас в основном соответствует поставленной
задаче, однако наблюдается некоторое затруднение при подборе слов и/или
имеются неточности в их употреблении. |
В речи присутствуют грамматические ошибки, не затрудняющие
понимания высказывания, или используются однообразные грамматические
конструкции. |
Речь в целом понятна,
ученик допускает отдельные фонетические ошибки. |
«3» |
Коммуникативная задача выполнена частично: цель общения
достигнута не полностью, тема раскрыта в ограниченном объеме: высказанных
положений мало и они не аргументированы. |
Словарный запас скуден, в основном соответствует
поставленной задаче, наблюдается значительное затруднение при подборе слов
и/или имеются значительные неточности в их употреблении. |
В речи присутствуют грамматические ошибки, частично
затрудняющие понимание или используются однообразные грамматические
конструкции (преимущественно простые нераспространенные предложения). |
Речь понятна с трудом, при этом учащийся допускает
отдельные грубые фонетические ошибки. |
«2» |
Коммуникативная задача не выполнена: цель общения не
достигнута, содержание не соответствует коммуникативной задаче. |
Словарного запаса не хватает для общения в соответствии с
заданием. |
В речи присутствуют грамматические ошибки, затрудняющие
понимание. |
Понимание речи затруднено из-за большого количества
фонетических ошибок. |
«1» |
Коммуникативная задача не выполнена. Отказ от ответа. |
Недостаточный словарный запас для формулировки ответа. |
Допущено много грамматических ошибок. |
Большое количество фонетических ошибок. |
Критерии
оценивания
учебных достижений учащихся на уроках развития речи
Развитие речи учащихся всегда было важнейшей
дидактической задачей каждого урока литературы, не говоря уже о специальных
уроках. Однако успешность речевого развития зависит от решения ряда проблем:
эффективных форм и приемов развития речи; речевых ситуаций на уроках; учета
особенностей рода и жанра художественного произведения при организации речевой
деятельности учащихся; структуры урока по развитию речи; интегрирования курсов литературы и
русского языка в аспекте речевого развития учащихся.
Опора на текст (в качестве исходного или
образцового) дает возможность формировать у учащихся чувство стиля, жанровой обусловленности
высказывания, умение отбирать языковые средства с учетом намерений автора.
Основой для построения высказываний может
стать практически любое художественное произведение, которое изучается на
уроках литературы или входит в круг самостоятельного чтения, независимо от
объема и жанра. Во-первых, художественное произведение многомерно: в нем
рассматривается довольно широкий круг тем и вопросов, которые могут быть
выделены и стать предметом различной речевой деятельности учащихся. Во-вторых,
высказывание создается учащихся, как правило, уже после знакомства с произведением
на уроках литературы. Повторное же обращение к тексту и его анализ в процессе
подготовки к творческой работе способствуют более глубокому осмыслению той или
иной проблемы, того или иного образа персонажа. Это позволяет организовать
речевую деятельность учащихся в нескольких направлениях:
ü создание высказываний, представляющих собой
характеристики литературных персонажей (портрет литературного героя;
характеристика образа персонажа; сравнительная характеристика литературных
героев; характеристика группы персонажей);
ü создание речевых высказываний, связанных с
идеей исходного текста;
ü построение
высказываний на основе трансформации опорного текста (сценка может быть
трансформирована в мелодраму; анекдот – в фельетон и т.п.);
ü создание высказываний, представляющих собой
амплификацию (распространение или продолжение какой-либо части, сюжетной линии)
опорного текста;
ü создание высказываний на основе выделения в
исходном тексте темы, связанной с психологическими или общественными явлениями,
которые в нем раскрываются, и осмысление ее в речевом произведении заданного
жанра;
ü создание высказываний, представляющих собой
подражание стилю писателя (стилизация, пародия).
Отметка |
Критерии
оценивания учебных достижений учащихся |
|
Недостаточный
уровень учебных достижений |
«1» |
ü работа не
соответствует теме; ü допущено много
фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях
работы; ü отсутствует связь
между ними; ü работа не
соответствует плану; крайне беден словарь; ü нарушено стилевое
единство текста; ü отмечены серьезные
претензии к качеству оформления работы. ü Допущено более 7 речевых и больше 7
грамматических ошибок. |
|
Начальный
уровень учебных достижений |
«2» |
ü работа не
соответствует теме; ü допущено много
фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях
работы; ü отсутствует связь
между ними; ü работа не
соответствует плану; крайне беден словарь; ü нарушено стилевое
единство текста; ü отмечены серьезные
претензии к качеству оформления работы. ü Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических
ошибок. |
|
Средний
уровень учебных достижений |
«3» |
ü в работе допущены
существенные отклонения от темы; ü работа достоверна
в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;
ü оформление работы
не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и
иллюстративного оформления. ü В работе
допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4
грамматических ошибки. |
|
Достаточный
уровень учебных достижений |
«4» |
ü
содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные
отклонения от темы); ü
имеются единичные фактические неточности; ü
имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; ü
имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. ü
В работе допускается не более 2-х
недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х
грамматических ошибок. |
|
Высокий
уровень учебных достижений |
«5» |
ü
содержание работы полностью соответствует теме; ü
фактические ошибки отсутствуют; ü
содержание изложенного последовательно; ü
работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; ü
достигнуто смысловое единство
текста, иллюстраций, дополнительного материала. ü
В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета; 1
грамматическая ошибка. |
При оценке творческой работы учащегося учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень
ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем
работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором
является наличие рецензии на исследовательскую работу.
Оценка дополнительных заданий
При оценке выполнения дополнительных заданий отметки
выставляются следующим образом:
Отметка “5”
– если все задания выполнены;
Отметка “4”
– выполнено правильно не менее ¾ заданий;
Отметка “3”
– за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;
Отметка “2”
– выставляется за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка реферата
Оценка
складывается из ряда моментов: учитываются
формальные требования к реферату, грамотность раскрытия темы, защита работы,
ответы на вопросы, заданные после защиты реферата.
В оформлении
должен быть титульный лист, оглавление, сноски, источники.
Введение должно
включать краткое обоснование актуальности темы, цель работы, задачи, краткий
обзор изученной литературы.
Основная часть
содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения темы, мнение
учащегося по проблеме, должно быть разделение на параграфы с названием, логика
изложения, правильно оформленные сноски.
Заключение – выводы
о том, насколько удалось выполнить обозначенные во введении задачи и цели.
Защита проходит
в течение 5-15 минут, во время которой рассказывается об актуальности темы,
поставленных целях и задачах, изученной литературе, о структуре основной части,
выводах.
Учащийся может
получить отметки "5","4","3","2","1".
Оценивание
Отметка "5" – выполнены правильно все
требования к реферату.
Отметка "4" – не соблюдены 1-2 требования.
Отметка "3" – допущены ошибки по трем
требованиям.
Отметка "2" – допущены ошибки более чем по
трем требованиям.
Отметка "1" – не выполнены требования,
предъявляемые к реферату.
КРИТЕРИИ
И ПОКАЗАТЕЛИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ УЧЕБНОГО РЕФЕРАТА
Критерии |
Показатели |
1.
Новизна реферированного текста. Макс.
– 20 баллов |
-
актуальность проблемы и темы; -
новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового
аспекта выбранной для анализа проблемы; -
наличие авторской позиции, самостоятельность суждений. |
2.
Степень раскрытия сущности проблемы. Макс.
– 30 баллов |
-
соответствие плана теме реферата; -
соответствие содержания теме и плану реферата; -
полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы; -
обоснованность способов и методов работы с материалом; -
умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал; -
умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому
вопросу, аргументировать основные положения и выводы. |
3.
Обоснованность выбора источников. Макс.
– 20 баллов |
-
круг, полнота использования литературных источников по проблеме; -
привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы
сборников научных трудов и т. д.). |
4.
Соблюдение требований к оформлению. Макс. – 15 баллов |
-
правильное оформление ссылок на используемую литературу; -
грамотность и культура изложения; -
владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы; -
соблюдение требований к объему реферата; -
культура оформления: выделение абзацев. |
5.
Грамотность. Макс.
– 15 баллов |
-
отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических
погрешностей; -
отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых; - литературный
стиль. |
ОЦЕНИВАНИЕ РЕФЕРАТА
Реферат
оценивается по 100-балльной шкале, баллы переводятся в оценки успеваемости следующим
образом:
•
86 – 100 баллов – «отлично»;
•
70 – 75 баллов – «хорошо»;
•
50 – 69 баллов – «удовлетворительно;
•
менее 50 баллов – «неудовлетворительно».
Баллы
учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала
Критерии
оценивания
учебных достижений учащихся по выразительному чтению
В методике
принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества (критерия): правильность, беглость, сознательность и
выразительность.
Правильность определяется как
плавное чтение без искажений, влияющее на смысл читаемого.
Беглость – это скорость
чтения, обуславливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется
количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количество
слов в минуту).
Сознательность чтения в
методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла
автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел,
и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Выразительность
чтения как качество формируется в процессе анализа произведения.
Выразительно прочитать текст – это значит найти в устной речи средство, с
помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя,
передать идеи и чувства, вложенные в произведение; таким средством является
интонация.
Интонация – совокупность
совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшие из которых –
ударение, темп и ритм, паузы, повышение и понижение голоса. Эти элементы
взаимодействуют, поддерживают друг друга и все вместе обуславливаются
содержанием произведения, его идейно-эмоциональным «зарядом», а также целями,
которые в данный конкретный момент поставлены чтецом.
Требования
к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения.
2. Беглость чтения, соблюдение пауз.
3. Правильный выбор темпа, выразительность чтения.
4. Соблюдение нужной интонации, постановка правильного
логического ударения.
5. Правильность и безошибочность чтения.
Критерии
оценивания выразительного чтения (наизусть)
I. Общая техника
речи учащегося: дыхание; сила голоса (диапазон); тон (диапазон); дикция;
соблюдение орфоэпических норм.
II.
Интонирование чтения: громкость (адекватность содержанию); соблюдение
логических и психологических пауз; логические ударения; темпоритм; мелодика
(движение голоса по звукам); выбор эмоционального тона; тембровая окраска.
III.
Невербальные средства выразительности: жесты; мимика; поза.
Оценивание
Отметка "5" – выполнены правильно все
требования.
Отметка "4" – не соблюдены 1-2 требования.
Отметка "3" – допущены ошибки по трем
требованиям.
Отметка "2" – допущены ошибки более чем по
трем требованиям.
Отметка "1" – не выполнены требования,
предъявляемые к выразительному чтению.
Критерии
оценивания
учебных достижений учащихся по изучению литературы родного края
Новое содержание
литературного образования сегодня не может состояться без изучения литературной
жизни исторически сложившегося региона – Донбасса, донецкого края, молодой
Донецкой Народной Республики, где живут и учатся школьники, без чтения
художественной литературы об этом крае и его людях, без более пристального
вглядывания, а порой и детального изучения жизни и творчества таких писателей,
которые родились на донецкой земле, здесь формировались как личности, черпали
силы и вдохновение для своего творчества, создали шедевры искусства, и тех
писателей, которые посещали наш край и оставили литературное наследие, а также
писателей, которые живут и работают сегодня на благо развития современного
литературного процесса.
Уроки литературы
родного края прочно вошли в систему литературного образования учащихся.
Литературное краеведение – это своеобразная отрасль науки о литературе,
предметом которой является изучение фольклорного наследия и литературных
произведений, художественных образов, навеянных природой, историческими
событиями, традициями, обычаями, бытом и людьми донецкого края. Цель уроков
изучения литературы родного края – осмысление учащимися глубинной сути наследия
мыслителей родного края, космоса духа земляков, реалий действительности,
восприятие и признание литературно-художественного наследия, воспитание чувства
гордости и патриотизма. Занятия по литературному краеведению в своем
содержательном плане обращены к фольклору, устному народному творчеству родного
края и к письменной художественной литературе (прозе, поэзии, драматургии).
Учитель создаёт
условия для формирования внутренней потребности личности изучать литературу
родного края, мотивирует учащихся ориентироваться в изменяющемся социальном
мире, познавать предшествующую жизнь своего народа, края, черпать силы для
духовного становления, формирования себя и как квалифицированного читателя, и
как гражданина, патриота.
Требования к
учащимся:
- знают
содержание наиболее значимых в идейно-художественном плане произведений курсов
«Литературное краеведение донецкого края»/«Литература родного края», умеют их
сравнить и определять сходство, рассматривать в контексте времени и культурного
процесса в масштабах края;
- знают
биографии, сведения о жизни и творчестве писателей (поэтов, прозаиков,
драматургов) донецкого края;
- знают наизусть
поэтические произведения и отрывки из прозаических текстов;
- умеют
использовать собственные впечатления и наблюдения о донецком крае, факты
литературного краеведения при анализе произведений о донецком крае и его людях,
а в случае необходимости привлекать материалы других предметов,
научно-популярных изданий, средства массовой информации, смежных с литературой
искусств;
- владеют
элементарными навыками сбора информации, ее обработки по фольклору донецкого
края, умениями найти фольклорный материал к соответствующей теме урока;
- знают загадки,
пословицы, частушки и т.д., связанные с историей, жизнью родного края,
календарные обряды и традиции;
- знают и любят
исполнять песни донецкого края;
- соотносят
элементы краеведения с единичным фактом краеведческого характера («прием
вкрапления»);
- умеют
создавать сообщение, реферат, буклет, плакат (электронный плакат), презентацию,
проект, буктрейлер, устный журнал, творческий продукт и составлять литературную карту и
литературный атлас донецкого края;
- умеют
подготовить и провести экскурсию (в том числе виртуальную) по литературным
местам донецкого края.
Оценивание
Отметка "5" – выполнены правильно все
требования;
Отметка "4" – не соблюдены 1-2 требования;
Отметка "3" – допущены ошибки по трем-четырём
требованиям;
Отметка "2" – допущены
ошибки более чем по пяти требованиям;
Отметка "1" – отсутствие ответа.
Если учитель
предлагает учащемуся подготовить устное или письменное высказывание, то использует
критериями оценивания учебных достижений по литературе.
Уроки
внеклассного и семейного чтения
На уроках
внеклассного и семейного чтения объектом изучения является книга из круга
чтения детей определенного возраста, а также исходя из их читательской
подготовки.
Цель
внеклассного и семейного чтения – сформировать у учащихся интерес к книгам как источнику
знаний, расширить и углубить читательский кругозор, познавательные интересы,
индивидуальные склонности учащихся и формирование у них желания и умения
целенаправленно читать книги в свободное время по собственному выбору.
Учащиеся должны
уметь:
- воспринимать и
анализировать художественный текст;
- выделять
смысловые части художественного текста;
- составлять
тезисы и план прочитанного;
- определять род
и жанр литературного произведения;
- выделять и
формулировать тему, идею изученного произведения;
- давать
характеристику героев;
- находить в
тексте и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств;
- выявлять
авторское отношение к героям;
- выражать своё
отношение к прочитанному;
- выразительно
читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы
литературного произношения;
- владеть
различными видами пересказа;
- писать отзывы
о самостоятельно прочитанных произведениях;
- участвовать в
диалоге по прочитанным произведениям,
- понимать
чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Оценка устных ответов на уроках внеклассного и семейного
чтения
При оценке
устных ответов учащихся учитель руководствуется следующими основными критериями
в пределах программы данного класса.
1. Знание текста
и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2. Умение
объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3. Понимание
роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
4. Знание
теоретико-литературных понятий и умение
пользоваться этими знаниями при анализе произведений.
5. Речевая грамотность,
логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.
В соответствии с этим:
Отметкой
"5" |
оценивается
ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание учащимся текста
изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и
поступки героев и роль художественных средств в раскрытии
идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться
теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при, анализе
художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих
выводов; хорошее владение литературной, речью. |
Отметкой
"4" |
оценивается
ответ, который, показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание
текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий,
характерны и поступки героев и роль основных художественных средств в
раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться
основными теоретико-литературными знаниями: и навыками разбора при анализе
прочитанных произведений: умение привлекать текст произведения для
обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум
из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности. |
Отметкой
"3" |
оценивается
ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения; об умении объяснять взаимосвязь основных
событий, характеры и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии
идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но
недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе
произведения; об ограниченных навыках
разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для
подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в
содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке. |
Отметкой
"2" |
оценивается
ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение
объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших
художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое
владение литературной речью. |
Отметкой "1" |
оценивается
ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание
основных вопросов, предусмотренных программой внеклассного и семейного
чтения. |
*Оценка
письменных ответов на уроках внеклассного и семейного чтения осуществляется по
критериям оценивания учебных достижений учащихся на уроках развития речи.
КОДИФИКАТОР УМЕНИЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ
ГРАМОТНОСТИ
1.
Находить и извлекать информацию.
1.1.
Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста,
гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.).
1.2.
Находить и извлекать одну или несколько единиц информации.
1.2.1.
Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в
одном фрагменте текста.
1.2.2.
Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных
фрагментах текста.
1.3.
Определять наличие/отсутствие информации.
2.
Интегрировать и интерпретировать информацию.
2.1.
Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.).
2.2.
Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею,
назначение текста).
2.3.
Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста.
2.4.
Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями
(причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис –
пример, сходство – различие и др.).
2.5.
Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом.
2.6.
Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста.
2.7.
Понимать чувства, мотивы, характеры героев.
2.8.
Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное
намерение).
3.
Осмысливать и оценивать содержание и форму текста.
3.1.
Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов,
иллюстраций и т.п.) относительно целей автора.
3.2.
Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность
использованных автором приемов.
3.3.
Понимать назначение структурной единицы текста
3.4.
Оценивать полноту, достоверность информации.
3.5.
Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах.
3.6.
Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в
тексте.
ü Писать на отдельной строке название
темы урока, а также темы письменных работ (изложений, сочинений и других
работ).
ü В тетрадях записывается вид
работы и строкой ниже — ее название. Например:
Сочинение–миниатюра
Кто Савельич: преданный холоп или бескорыстно любящий
человек? (По повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Или
«Брат мой»
(по стихотворению в прозе И.С. Тургенева «Нищий»)
Это относится и к обозначению кратковременных работ,
выполняемых в обычных тетрадях.
ü Обозначать номер задания,
указывать вид выполняемой работы (план, конспект, ответы на вопросы и т.д.),
указывать, где выполняется работа (классная или домашняя). Например:
Классная
работа
Литературный
диктант
ü Соблюдать красную строку.
ü Между датой и заголовком,
наименованием вида работы и заголовком в тетрадях по литературе строку не
пропускать.
ü Между заключительной строкой
текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида)
следующей работы в тетрадях по литературе пропускать 2 линейки (4 клеточки)
(для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).
ü Выполнять аккуратно
подчеркивания, условные обозначения карандашом или ручкой, в случае
необходимости — с применением линейки.
ü Исправлять ошибки следующим
образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой
линией; часть слова, слово, предложение тонкой горизонтальной линией; вместо
зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения, не заключать
неверные написания в скобки.
Проверка
тетрадей по литературе учителем
Оптимальная
периодичность проверки тетрадей учащихся,
в которых
выполняются классные и домашние работы по литературе
|
Литература |
5-8
класс |
1
раз в неделю – у слабых учащихся,
выборочно; не реже одного раза в месяц у всех учащихся. |
9-11
класс |
не
реже одного раза в месяц у всех учащихся. |
Изложения и
сочинения по литературе, а также все виды контрольных работ по предмету
проверяются у всех учащихся.
В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки,
руководствуясь следующим:
ü при проверке тетрадей и контрольных работ учащихся 5-9 классов по
литературе учитель только подчеркивает и отмечает на полях допущенную ошибку,
которую исправляет сам учащийся, выполняя работу над ошибками; в тетрадях
«слабых» учащихся зачеркивает неверно написанную букву или
пунктуационный знак, вместо зачеркнутого надписывает нужную букву или
пунктуационный знак;
ü на полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком (I —
орфографическая ошибка, V —пунктуационная);
ü при проверке изложений и сочинений в 5-9 классах (как контрольных, так и
обучающих) отмечаются (а в необходимых случаях и исправляются) не только
орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые
(речевые ошибки подчеркиваются волнистой линией) и грамматические; на полях
тетради учитель обозначает недочеты в содержании – знаком С (фактические ошибки
знаком Ф, логические — знаком Л), речевые — знаком Р, грамматические — знаком
Г, исправления — знаком И.
ü подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной
пастой (красными чернилами, красным карандашом);
ü проверив диктант (терминологический, литературный), изложение или
сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в
литературных диктантах указывается количество орфографических и пунктуационных
ошибок. В изложениях и сочинениях указывается, кроме этого, количество
фактических, логических, речевых и грамматических ошибок;
ü после подсчета ошибок в установленном порядке выставляется оценка работы.
Первая отметка ставится за содержание и речь. Перед нею записывается число
ошибок в содержании и число речевых недочетов.
Перед второй отметкой – за грамотность – указывается число
орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.
В целом запись будет выглядеть так:
0 – 2 4
3 – 3 – 1
3
После этого выводится общий балл за работу, который представляет собой
среднее арифметическое оценок за содержание и грамотность.
Все контрольные работы оцениваются учителем с занесением оценок в
классный журнал.
За диагностические и обучающие работы оценки «2» и «3» могут выставляться
по усмотрению учителя.
Классные и домашние письменные работы по литературе оцениваются; оценки в
журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя.
Объем письменной домашней работы по литературе составляет:
5-6 классы |
0,5-1 страница |
7-8 классы |
1-1,5 страницы |
9 класс |
1-1,5 страницы |
10-11 классы |
1,5-2 страницы |
В качестве домашнего задания предлагаются те же виды заданий, которые
учащиеся выполняли на уроке.
При оценке письменных работ учащихся учителя руководствуются
соответствующими нормами оценки знаний, умений, навыков учащихся.
После проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению
ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных
ошибок. В этом случае в тетрадях делается запись: «Работа над ошибками» или
«Коррекционное задание».
Работа над ошибками осуществляется в рабочих тетрадях и оценивается на
усмотрение учителя.
Выставление
оценки за ведение тетради
Ведение
тетрадей оценивается «1», «2», «3», «4», «5» баллами один раз в месяц. Отметка за ведение тетради является средним арифметическим
всех проверенных за месяц работ. Отметка может быть повышена учителем на 1 балл
при особой аккуратности и соблюдении норм орфографического режима, а также
снижена из-за его нарушения. При проверке тетрадей учитывается наличие всех
работ, грамотность, аккуратность, умение правильно оформить работу. Отметка за
ведение тетради учитывается как текущая при выведении ближайшего оценивания.
Выведение четвертного (семестрового, годового) оценивания
Основной
структурной единицей предмета является тема, предусмотренная учебной
программой. Во время оценивания отметка, которую получает учащийся, должна быть
результатом усвоения им каждой конкретной темы. Основными видами оценивания
учебных достижений учащихся является текущее и итоговое (тематическое,
четвертное, семестровое, годовое).
Текущая отметка
выставляется в классный журнал в колонку с указанием даты проведения урока.
Тематическая отметка выставляется в классный журнал в колонку с надписью Тематическая
без даты только в 10-11 классах. Тематическая отметка не подлежит
коррекции.
При выставлении
тематической отметки учитываются все виды учебной деятельности, что подлежат оцениванию
в течение изучения темы и обязательные зачетные работы.
Четвертное оценивание
осуществляется на основе текущих отметок. При этом должны учитываться динамика
личных учебных достижений учащихся по предмету в течение четверти, важность
темы, продолжительность ее изучения, сложность содержания и т.д. Четвертная
отметка не может быть скорректирована. Годовая отметка выставляется на основе
четвертных или семестровых оценок. Семестровая отметка может быть
скорректирована. Годовая отметка коррекции не подлежит.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.