ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНЫХ
ДИСЦИПЛИН И МЕТОДИКИ ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ
ОТДЕЛ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Согласовано:
Проректор по
научно-педагогической работе _________В.Г. Зарицкая
Согласно приказу Министерства образования и науки
Донецкой Народной Республики от 15.01.2020 г. №63 «Об организации проведения
заключительного этапа Республиканской предметной олимпиады обучающихся
общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики в 2019-2020
учебном году» заключительный этап
Республиканской предметной олимпиады обучающихся общеобразовательных
организаций Донецкой Народной Республики по
русскому языку состоится 01февраля 2020 года.
В заключительном этапе Республиканской
олимпиады обучающихся общеобразовательных
организаций Донецкой Народной Республики примут участие учащиеся 7-11-х классов в соответствии с приказом
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15.01.2020 №62
«О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Донецкой
Народной Республики от 30.09.2019 г. №1353».
Олимпиада
проводится в соответствии с Условиями проведения Республиканской предметной олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики в 2019-2020учебном
году, утвержденными Приказом Министерства образования
и науки Донецкой Народной Республики
от 30.09.2019
г. №1353 «Об организации проведения Республиканской предметной олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики в 2019-2020учебном
году».
Место проведения олимпиады: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Многопрофильный лицей №1
города Донецка» (директор ЛупандинаЛ.А.). Адрес: г. Донецк, бульвар Пушкина, дом 6.
Торжественное открытие олимпиады состоится в 9.30 в актовом зале МОУ «Многопрофильный лицей №1 города
Донецка». В 10.00 участники олимпиады
приступят к выполнению заданий.
Продолжительность письменного тура – 230 минут (3 часа 50
минут).
Участники
олимпиады по русскому языку будут
выполнять 4 уровня заданий – на проверку
уровня письменной (I-IIIуровни) и устной (IV уровень) речи. Всего 10 заданий: 9 заданий письменного тура (230 минут) и 1задание устного
тура (после 20-минутного
перерыва).
В первом уровне учащимся будут предложены задания из разных разделов языкознания: фонетики, лексики, этимологии, фразеологии, словообразования, орфографии, морфологии,
синтаксиса и пунктуации, стилистики и культуры речи; эти задания проверят уровень лингвистической подготовки школьников. Заданий будет по 6 в каждом классе, оцениваться они будут разным количеством баллов, в зависимости от типа
задания: репродуктивного характера или конструкторского. Максимальная сумма баллов за
задания первого уровня – 30.
Второй уровень– задания конструкторско-творческого характера.
Первое
из них (задание 7) проверяет умение решать
лингвистические задачи. Лингвистические
задачи бывают разных видов и типов. Например, задачи
на перевод текста нанезнакомый язык и установление соответствий между словами разных языков, на знание истории русского
языка, где проверяются умения узнавать, понимать, применять, анализировать,
синтезировать, оценивать языковые явления. Составители заданий делают акцент на
метапредметности задач, а также развитии УУД, поэтому участником необходимо будет обратиться к истории развития русского языка.
С образцами таких задач и их решением можно ознакомиться на блоге отдела
русского языка и литературы http://kabruss.blogspot.comна страницах «Олимпиада» и «Для юных филологов». Раздел
называется «Готовимся к олимпиаде по
русскому языку».
Второе задание второго уровня (или задание 8) – комплексная работа с текстом (прозаическим или
поэтическим), где требуется знание всех разделов языкознания. Предполагается
расстановка знаков препинания, определение темы текста, его стиля и типа,
работа с заголовком; фонетический, лексический, морфемный и др. виды разбора;
определение изобразительно-выразительных средств и типов предложений,
составление схем предложений, формулировка ответов на вопросы в виде
предложения определённого типа и т.д.
Максимальная сумма баллов за этот уровень – 30.
Третий уровень –
творческое задание (№ 9). Школьникам будет предложено написать сочинение(например,
в жанре эссеили по типу сочинения-рассуждения и т.д.)на одну из предложенных тем,
в том числе лингвистическую, а также нравственно-этического содержания.Это
может быть согласие или несогласие с высказыванием философа, писателя,
общественного деятеля, лингвиста. Один из вариантов сочинения – создание текста
по предложенному началу (например, высказывание писателя). В ходе написания творческой
работы юные филологи должны продемонстрировать
не только знание темы, умение рассуждать, аргументированно обосновывать свою
точку зрения, но и показать свой круг
чтения, уровень образованности и общей культуры.Например, темы могут звучать так:
Как предложение строится по определённым синтаксическим
моделям, точно так же и предложения в тексте соединяются по определённым
правилам (Г.Я. Солганик)
Все средства языка выразительны, надо лишь умело
пользоваться ими (В.В. Виноградов)
Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно
повествующая о происхождении его (В.П. Шереметьевский)
Или сочинение нужно написать по предложенной цитате, например:
Русский язык – это и личность, и народ, и вся его культура,
всё наше наследство, достояние… (В.Г. Белинский)
Меня привлекало художественное чтение. Актёр, играя
на сцене, почти не обращает внимания на зрителя, занят действием. У
художественного чтения – другая особенность… (диктор С.Н. Репина)
Участникам олимпиады рекомендуем сначала
внимательно прочитать формулировку темы. В каждой
теме есть главное, стержневое слово. Необходимо задуматься: что можно или что
хочется сказать на данную тему? Можно привлечь личный опыт, описать свои
собственные мысли. Обязательно нужно
составить на черновике план работы: определить
проблему, обозначить свою позицию, обосновать свою правоту, сформировать
выводы. Еще лучше, если обучающийся сумеет создать
конфликти попробует поспорить с самим собой на страницах
своего сочинения. Примеры из художественных произведений, которые проходят в
школе, указаны с списке для внеклассного и семейного чтения,должны иллюстрировать мысли школьника, делая их образными и
убедительными. В выводах обязательнодолжно
содержаться сравнение главной мысли с тем, что было заложено в формулировке
темы. Необходимо привести пример, иллюстрирующий свое видение проблемы.Нужно не забыть проверить ошибки.
Объём сочинения – от 0,5 стр. в 7 классе, от 0,75 в 8 классе, от 1стр. в 9 классе, от
1,25 в 10 классе, от 1,5 в 11 классе.
Максимальная оценка за этот уровень – 30 баллов.
С целью
качественной подготовки к участию в интеллектуальных соревнованиях заключительного
этапа Республиканской олимпиады по русскому языку рекомендуем повторить с учащимисяразделы, изученные в текущем году
и в предыдущие годы.
Обращаем внимание на варианты плана
комплексного анализа прозаического текста.
Вариант 1.
1. Определите тему, основную мысль текста.
2. Озаглавьте текст. Объясните смысл названия.
3. Определите стиль текста, обоснуйте свое мнение.
4. Укажите средства художественной изобразительности (если анализируется
художественный текст).
5. Определите, к какому типу речи (повествованию, описанию, рассуждению)
относится текст.
6. Определите, какую связь между предложениями использует автор (цепную,
параллельную, их сочетание).
7. Найдите в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова; слова,
употребленные в переносном значении. Объясните их значение.
8. Найдите стилистически окрашенные слова. Какова их роль в тексте?
9. Найдите в тексте заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы,
архаизмы, фразеологизмы. Объясните их значение.
10.
Сделайте на материале текста разные виды разбора.
11.
Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста.
12.
Выделите ключевые слова (словосочетания), составьте план.
Вариант 2.
1. Прочитайте
текст. При чтении используйте интонационные подчеркивания, выделения как
отдельных слов, так и смысловых отрезков.
2. Вспомните, что
вы знаете о его авторе. (Когда он жил, в какую эпоху? К какому литературному
направлению принадлежал? Чем прославился?) Если не знаете, постарайтесь узнать
из справочной литературы.
3. К какому
функциональному стилю речи принадлежит текст? (К художественному,
публицистическому, научному/научно-популярному.)
4. Какого типа
речи текст? (Описание, повествование, рассуждение.)
5. К какому жанру
относится текст (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание,
притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.)?
6. Какое
настроение преобладает в тексте?
7. Определите
тему текста.
8. Если текст не
имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его
смыслом (почему именно такое заглавие выбрал автор).
9. Разделите
текст на смысловые части, составьте для себя план текста.
10. Как связаны
части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи
(повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение
синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях).
11. Как
соотносятся начало и конец текста?
12. На каком
приеме/приемах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное
усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий,
динамичность; неторопливое созерцание и пр.)?
13. Отметьте
основные образы текста (не забудьте об образе автора).
14. Понаблюдайте
над лексикой текста:
14.1. Найдите
незнакомые или непонятные слова и установите их значения по словарю. Обратите
внимание на правописание этих слов.
14.2.
Найдите ключевые слова в каждой части текста. Чел обусловлен их выбор?
14.3. Понаблюдайте за различными повторами (анафорами,
эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов). Чем они
обусловлены?
14.4. Найдите в тексте лексические и
контекстуальные синонимы и/или антонимы.
14.5. Найдите
перифразы. С какими целями они использованы?
14.6. Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном
значении.
14.7. Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление
архаизмов, историзмов, неологизмов терминов; на оценочные слова, на
разговорные, просторечные или, наоборот, слона возвышенного стиля. Зачем они
употреблены автором?
14.8. Выделите фразеологизмы. Зачем они употреблены?
14.9. Обратите, внимание на средства художественной выразительности и фигуры
речи, если они применяются автором (эпитеты, метафоры).
Вариант 3.
1. Определить тему
и идею /главную мысль/ данного произведения; проблемы, затронутые в нем; пафос,
с которым произведение написано;
2. Показать
взаимосвязь сюжета и композиции;
3. Рассмотреть
субъектную организацию произведения /художественный образ человека, приемы
создания персонажа, виды образов-персонажей, система образов-персонажей/;
4. Выяснить
авторское отношение к теме, идее и героям произведения;
5. Определить
особенности функционирования в данном произведении литературы
изобразительно-выразительных средств языка;
6. Определить
особенности жанра произведения и стиля писателя.
Примечание: по этой схеме можно писать сочинение-отзыв о прочитанной книге, при этом
в работе представить также:
1. Эмоционально-оценочное
отношение к прочитанному.
2. Развернутое
обоснование самостоятельной оценки характеров героев произведения, их поступков
и переживаний.
3. Развернутое
обоснование выводов.
Приступая к анализу
художественного произведения, в первую очередь, следует обратить внимание на
конкретно-исторический контекст произведения в период создания данного
художественного произведения. Необходимо при этом различать понятия
исторической и историко-литературной обстановки, в последнем случае имеется в
виду
• литературные
направления эпохи;
• место данного
произведения среди произведений других авторов, написанных в этот период;
• творческая
история произведения;
• оценка
произведения в критике;
• своеобразие восприятия
данного произведения современниками писателя;
• оценка
произведения в контексте современного прочтения;
Далее следует
обратиться к вопросу об идейно-художественном единстве произведения, его
содержания и формы (при этом рассматривается план содержания – что хотел
сказать автор и план выражения – как ему удалось это сделать).
Тема– это то, о чем идет речь в произведении, основная проблема, поставленная и
рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое
целое; это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в
произведении. Созвучна ли тема основным вопросам своего времени? Связано ли с
темой название? Каждое явление жизни – это отдельная тема; совокупность тем -
тематика произведения.
Проблема– это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и та же
проблема может послужить основой для постановки разных проблем (тема
крепостного права – проблема внутренней несвободы крепостного, проблема
взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема
социальной несправедливости...). Проблематика – перечень проблем, затронутых в
произведении. (Они могут носить дополнительный характер и подчиняться главной
проблеме.)
Идея – что хотел сказать автор; решение писателем главной проблемы или указание
пути, которым она может решаться. (Идейный смысл – решение всех проблем – главной
и дополнительных – или указание на возможный путь решения.)
Пафос – эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся
большой силой чувств (м.б. утверждающий, отрицающий, оправдывающий,
возвышающий...).
Композиция – построение литературного произведения; объединяет части произведения в
одно целое.
Основные средства
композиции:
Сюжет – то, что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов.
Конфликт — столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни,
положенное в основу действия. Конфликт может происходить между личностью и
обществом, между персонажами. В сознании героя может быть явным и скрытым.
Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта;
Пролог – своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях
прошлого, он эмоционально настраивает читателя на восприятие (встречается
редко);
Экспозиция – введение в действие, изображение условий и обстоятельств,
предшествовавших непосредственному началу действий (может быть развернутой и
нет, цельной и «разорванной»; может располагаться не только в начале, но и в
середине, конце произведения); знакомит с персонажами произведения,
обстановкой, временем и обстоятельствами действия;
Завязка — начало движения сюжета; то событие, с которого начинается конфликт,
развиваются последующие события.
Развитие действия – система событий, которые вытекают из завязки; по ходу развития действия,
как правило, конфликт обостряется, а противоречия проявляются все яснее и
острее;
Кульминация– момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта, кульминация
представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно,
после нее действие ослабевает.
Развязка— решение изображаемого конфликта или указание на возможные пути его
решения. Заключительный момент в развитии действия художественного
произведения. Как правило, в ней или разрешается конфликт или демонстрируется
его принципиальная неразрешимость.
Эпилог– заключительная часть произведения, в которой обозначается направление
дальнейшего развития событий и судеб героев (иногда дается оценка
изображенному); это краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами
произведения после окончания основного сюжетного действия.
Сюжет
может излагаться:
• в прямой
хронологической последовательности событий;
• сотступлениями в
прошлое –ретроспективами– и «экскурсами» в
будущее;
• в преднамеренно
измененной последовательности (см. художественное время в произведении).
Несюжетными
элементами считаются:
• вставные эпизоды;
• лирические (иначе
– авторские) отступления.
Их основная функция
– расширять рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и
чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с
сюжетом.
В произведении
могут отсутствовать отдельные элементы сюжета; иногда сложно разделить эти
элементы; иногда встречается несколько сюжетов в одном произведении – иначе,
сюжетных линий. Существуют различные трактовки понятий «сюжет» и «фабула»:
1) сюжет – главный
конфликт произведения; фабула – ряд событий, в которых он выражается;
2) сюжет –
художественный порядок событий; фабула – естественный порядок событий.
Композиционные
принципы и элементы:
Ведущий
композиционный принцип(композиция многоплановая,
линейная, кольцевая, «нитка с бусами»; в хронологии событий или нет...).
Дополнительные
средства композиции:
Лирические
отступления – формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по
поводу изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой
жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или
объяснение своей цели, позиции);
Вводные (вставные) эпизоды(не связанные непосредственно с сюжетом произведения);
Художественные
предварения – изображение сцен, которые как бы предсказывают,
предваряют дальнейшее развитие событий;
Художественное
обрамление – сцены, которые начинают и заканчивают событие или
произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл;
Композиционные
приемы – внутренние монологи, дневник и др.
Субъектная
организация повествования (ее рассмотрение включает следующее): Повествование
может быть личное: от лица лирического героя (исповедь), от лица
героя-рассказчика, и безличное (от лица повествователя).
1)
Художественный образ человека– рассматриваются типические явления жизни, нашедшие отражение в этом
образе; индивидуальные черты, присущие персонажу; раскрывается своеобразие
созданного образа человека:
• внешние черты –
лицо, фигура, костюм;
• характер
персонажа – он раскрывается в поступках, в отношении к другим людям,
проявляется в портрете, в описаниях чувств героя, в его речи.
• изображение
условий, в которых живет и действует персонаж;
• изображение
природы, помогающее лучше понять мысли и чувства персонажа;
• изображение
социальной среды, общества, в котором живет и действует персонаж;
• наличие или
отсутствие прототипа.
2) Основные приемы
создания образа-персонажа:
• характеристика
героя через его действия и поступки (в системе сюжета).
• портрет,
портретная характеристика героя (часто выражает авторское отношение к
персонажу).
• прямая авторская
характеристика.
• психологический
анализ – подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений – внутреннего
мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души», т.е.
движения внутренней жизни героя.
• характеристика
героя другими действующими лицами.
• художественная
деталь – описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности
(детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как
детали-символы).
3) Виды
образов-персонажей:
лирические– в том случае, если писатель изображает только чувства и мысли героя, не
упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречается, преимущественно, в
поэзии);
драматические– в том случае, если возникает впечатление, что герои действуют «сами»,
«без помощи автора», т.е. автор использует для характеристики персонажей прием
самораскрытия, самохарактеристики (встречаются, преимущественно, в
драматических произведениях);
эпические– автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает героев, их
поступки, характеры, внешность, обстановку, в которой они живут, отношения с
окружающими (встречаются в романах-эпопеях, повестях, рассказах, новеллах,
очерках).
4) Система
образов-персонажей.
Отдельные образы
могут быть объединены в группы (группировка образов) – их взаимодействие
помогает полнее представить и раскрыть каждое действующее лицо, а через них –
тематику и идейный смысл произведения.
Все эти группы
объединяются в общество, изображенное в произведении (многоплановое или
одноплановое с социальной, этнической и т.п. точки зрения).
Художественное
пространство и художественное время (хронотоп): пространство и время,
изображенное автором.
Художественное
пространство может быть условным и конкретным; сжатым и объемным;
Художественное
время может быть соотнесенным с историческим или нет, прерывистым и
непрерывным, в хронологии событий (время эпическое) или хронологии внутренних
душевных процессов персонажей (время лирическое), длительным или мгновенным,
конечным или бесконечным, замкнутым (т.е. только в пределах сюжета, вне
исторического времени) и открытым (на фоне определенной исторической эпохи).
Позиция автора и
способы ее выражения:
•авторские оценки:
прямые и косвенные.
•способ создания
художественных образов: повествование (изображение происходящих в произведении
событий), описание (последовательное перечисление отдельных признаков, черт,
свойств и явлений), формы устной речи (диалог, монолог).
•место и значение
художественной детали (художественная подробность, усиливающая представление о
целом).
Речь
персонажей – выразительная или нет, выступающая как средство
типизации; индивидуальные особенности речи; раскрывает характер и помогает
понять отношение автора.
Речь
повествователя– оценка событий и их участников
Своеобразие
словопользования общенародного языка(активность
включения синонимов, антонимов, омонимов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов,
варваризмов, профессионализмов).
Приемы
образности(тропы – использование слов в переносном значении) –
простейшие (эпитет и сравнение) и сложные (метафора, олицетворение, аллегория,
литота, перифраз).
План анализа стихотворения
1. Элементы комментария к стихотворению:
- Время (место) написания, история создания;
- Жанровое своеобразие;
- Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений
на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.);
- Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки.
2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые
вызывает стихотворение у читателя.
3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения.
4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной
формы:
- Композиционные решения;
- Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования;
- Звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса,
аллитерации;
- Ритм, строфика, графика, их смысловая роль;
- Мотивированность и точность использования выразительных средств.
4. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные,
музыкальные, живописные – любые).
5. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта,
глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в
результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации.
Загадки и тайны стихотворения.
6. Дополнительные (свободные) размышления.
Приступая к анализу
поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание
лирического произведения – переживание, чувство;
Определить
«принадлежность» чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении:
лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства);
- определить
предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая - косвенная);
- определить организацию
(композицию) лирического произведения;
- определить
своеобразие использования изобразительных средств автором (активное – скупое);
определить лексический рисунок (просторечие –книжно-литературная лексика...);
- определить
ритмику (однородная– неоднородная; ритмическое движение);
- определить
звуковой рисунок;
- определить
интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику.
Необходимо выяснить
активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики –
синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов;
- выяснить меру
близости поэтического языка с разговорным;
- определить
своеобразие и активность использования тропов:
эпитет– художественное определение;
сравнение– сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при
помощи другого;
аллегория(иносказание) – изображение отвлеченного понятия или явления через
конкретные предметы и образы;
Ирония– скрытая насмешка;
гипербола– художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;
литота– художественное преуменьшение;
олицетворение– изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются
свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать;
метафора– скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в
котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются; и
т. д.
- риторические
вопросы, обращения, восклицания – они усиливают
внимание читателя, не требуя от него ответа;
- повторы– неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений;
- антитезы– противопоставления.
Использование
звукоподражаний, звукозаписи – звуковых повторов, создающих своеобразный
звуковой «рисунок» речи.)
- Аллитерация–
повторение согласных звуков;
- Ассонанс–
повторение гласных звуков;
- Анафора–
единоначалия.
Необходимо:
- определить
ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом
произведении;
- выяснить
стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной
мысли;
- определить
лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой;
внутренняя несвобода героя и т.д.)
- определить
жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
- выделить основные
части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный
«рисунок»).
1. Общая
характеристика:история создания, жизненная основа, замысел, литературная
критика.
2. Сюжет,
композиция:
- основной
конфликт, этапы его развития;
- характер развязки
/комический, трагический, драматический/
3. Анализ отдельных
действий, сцен, явлений.
4. Сбор материала о
персонажах:
-внешность героя,
- поведение,
- речевая
характеристика
- содержание речи
/о чем?/
- манера /как?/
- стиль, словарь
-
самохарактеристика, взаимные характеристики героев, авторские ремарки;
- роль декораций,
интерьера в развитии образа.
5.Выводы: тема,
идея, смысл заглавия, система образов;жанр произведения, художественное
своеобразие.
Родовая специфика,
«пограничное» положение драмы (Между литературой и театром) обязывает вести ее
анализ по ходу развития драматического действия (в этом принципиальное отличие
анализа драматического произведения от эпического или лирического). Поэтому предлагаемая
схема носит условный характер, она лишь учитывает конгломерат основных родовых
категорий драмы, особенность которых может проявиться по-разному в каждом
отдельном случае именно в развитии действия (по принципу раскручиваемой
пружины).
1. Общая характеристика
драматического действия(характер, план и вектор
движения, темп, ритм и т.д.). «Сквозное» действие и «подводные» течения.
2. Тип
конфликта.Сущность драматизма и содержание конфликта, характер противоречий
(двуплановость, внешний конфликт, внутренний конфликт, их взаимодействие),
«вертикальный» и «горизонтальный» план драмы.
3. Система
действующих лиц, их место и роль в развитии драматического действия и
разрешения конфликта. Главные и второстепенные герои. Внесюжетные и
внесценические персонажи.
4. Система мотивов и мотивочное развитие сюжета и микросюжетов драмы. Текст и подтекст.
5.
Композиционно-структурный уровень.Основные этапы в
развитии драматического действия (экспозиция, завязка, развитие действия,
кульминация, развязка). Принцип монтажности.
6. Особенности
поэтики(смысловой ключ заглавия, роль театральной афиши,
сценический хронотип, символика, сценический психологизм, проблема финала).
Признаки театральности: костюм, маска, игра и постситуативный анализ, ролевые
ситуации и др.
7. Жанровое
своеобразие (драма, трагедия или комедия?). Истоки жанра, его
реминисценции и новаторские решения автором.
8. Способы
выражения авторской позиции(ремарки, диалогичность,
сценичность, поэтика имен, лирическая атмосфера и др.)
9. Контексты драмы(историко-культурный, творческий, собственно-драматический).
10. Проблема
интерпретаций и сценическая история.
Четвёртый уровень – конкурс ораторского мастерства
(длительность устного выступления – от одной до трёх минут; в 10-11 классах
допускается 5 минут). Круг тем этого тура – вопросы нравственно-этических норм,
духовно-эстетические проблемы, семья, школа, выбор, свобода, подвиг, слово,
язык, книга,чтение, компьютер, экология…и т. д.
В 10-11 классах учащимся будет предложен жанр выступления, например, речь на митинге или на международном форуме, выступление на
научной конференции или классном собрании и т.д.
При подготовке к
этому виду соревнований рекомендуем ознакомиться с алгоритмом устного выступления:представление, указание названия темы выступления,
формулировка цели выступления, изложениесодержания по чёткой структуре и с
учётом хронометража. Не
следует забывать о лингвистической культуре и мастерстве речи,
а также о контакте оратора и аудитории (без излишней
театрализации).
Темы для ораторской речи
могут звучать следующим образом:
Что мы говорим, когда
говорим: «Спасибо!»?
В чём истинное величие
человека?
Человек для природы или
природа для человека?
Или такие:
Речь на митинге у памятника
павшим в Великой Отечественной войне воинам
Выступление перед родителями
на классном собрании «Как мы выбираем друзей»
Высший балл за ораторскую речь – 10 баллов.
Учащиеся 7-11-х классов, выполняя задания, должны
показать:
ü
лингвистические знания;
ü
лексико-грамматические знания;
ü
орфографическую и пунктуационную грамотность,
культуру речи;
ü
умение создавать собственные (оригинальные и
грамотные) тексты;
ü
уровень владения универсальными учебными
действиями;
ü
уровень метапредметных знаний, умений и навыков;
ü
ораторские умения и навыки, уровень риторической
культуры.
Критерии и нормы оценки знаний,
умений и навыков обучающихся
Общее (максимальное) количество баллов – 100.
1-й уровень: шесть заданий – 30 баллов.
2-й уровень: два задания – 30 баллов.
3-й уровень: одно задание – 30 баллов.
4-й уровень: ораторская речь – 10
баллов.
Уважаемые коллеги! Обратите внимание на общую культуру выполнения работы
участниками, на полноту ответа! В каждом задании первого и второго уровней на 1-2 (в зависимости от количества ошибок)снижается
общий балл, если в работе допущены орфографические, пунктуационные,
грамматические, лексические и др. виды ошибок.
В ходе выполнения
работ участникам олимпиады не
разрешается пользоваться словарями, в том числе орфографическими, другой
справочной литературой, текстами художественных произведений, хрестоматиями,
учебными пособиями, вспомогательными таблицами и гаджетами.
Время написания
работы – 230 минут(3 часа 50 минут):
с 10.00 до 13.50 письменный тур; устный
тур: конкурс ораторского мастерства (участие является обязательным; балл за
устное выступление суммируется с баллом за письменную работу)после
завершения письменного тура (после 20-минутного перерыва).
Протоколы жюри по
предмету публикуются организатором Республиканского этапа предметной олимпиады
на официальном сайте – сайте ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт
дополнительного педагогического образования»http://www.donippo.org/не позже,чем через два дня
после проведения олимпиады.
Заявления
участников о несогласии с выставленными баллами пронимаются оргкомитетом не позднее 6 дней после проведениязаключительного
этапа Республиканской предметной олимпиады по русскому языку.
Рейтинг участников
заключительного этапа Республиканской предметной олимпиады обучающихся размещается
на официальном сайте на следующий день после заседания апелляционной комиссии.
С целью
самопроверки и самооценки, а также составления дорожных карт, индивидуальных
образовательных маршрутов и программ самообразования на блоге отдела будут
размещены варианты ответовна задания заключительного этапа олимпиады.
С целью мотивации
участия в Республиканской олимпиаде школьников по русскому языку рекомендуем учителям-словесникам по желанию
обучающихся выставить оценки за выполнение олимпиадных заданий в журнал.
Примерная сетка
перевода баллов в отметки по 5-балльной шкале:
Количество
баллов, полученных за выполненную работу
|
Отметка
|
Вербальная оценка
|
100 – 50 баллов
|
5
|
отлично
|
49 – 30 баллов
|
4
|
хорошо
|
С полным списком приглашённых
на заключительный этап Республиканской предметной олимпиады обучающихся
общеобразовательных организаций ДНР по русскому языку можно ознакомиться на странице
«Олимпиада» сайта ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО»(http://cdoippo.blogspot.com/p/2019-2020.html).
С общими итогами заключительного
этапа олимпиады юных филологов, отзывами об олимпиаде и заданиях, фотоальбомом
можно будет ознакомиться на блоге отдела русского языка и литературы на
странице «Олимпиада» http://kabruss.blogspot.com/2015/12/iii.html#more после проверки
членами жюри работ участников.
Консультации
можно получить по номеру телефона +38-071-3064224 – Мельникова Лариса Васильевна, заведующий отделом русского языка и
литературы ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО»
Благодарим за продуктивное сотрудничество.
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел русского языка и литературы
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.