Начало урока – один из важнейших его моментов.
Организационный момент предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности. Именно этот этап урока и вызывает у педагогов наибольшие затруднения. Ведь каждый учитель стремится к быстрому включению обучающихся в работу.
Орг.момент требует творческого подхода, вариации различных приёмов, поиска своеобразной формы,
отвечающей содержанию каждого урока и собственного стиля педагогической деятельности.
«ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА»
Преподаватель дополняет реальную ситуацию фантастикой.
Вы можете переносить учебную ситуацию:
- на фантастическую планету;
- перенести реального или литературного героя во времени;
- рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или древнего грека.
«ЭПИГРАФ»
Эпиграф – не украшение урока, а его органический элемент. Он тесно связан с идеей и содержанием урока. Его назначение – сжато передать основную мысль, натолкнуть ребят на понимание произведения.
Поэтому, просматривая множество высказываний, пословиц, цитат, выбираем то, что будет являться “смысловым ключом” к теме.
Например,
“Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи”. (А.Югов)
Во многих случаях эпиграф как «переходный мостик» к теме урока.
В качестве эпиграфа на уроках можно использовать цитаты из художественных произведений, работ научного или политического характера, публичных выступлений, а также пословицы и поговорки, крылатые выражения и афоризмы.
Можно использовать яркую и актуальную Инфографику. Демонстрируем ее учащимся и просим догадаться о теме урока/занятия.
«ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ»
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным.
Последовательность применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели урока.
Например,
У доски два ученика
Задание: запишите слова: горошек, ключик, чулочек, карандашик, веночек, кирпичик.
– Итак, вы выполнили задание? Что же вас удивило?
Учитель открывает образец с правильным написанием.
– Задание я дала одно, а выполнили вы его по-разному. Сколько мнений получилось?
– Почему же так вышло? Чего мы не знаем? (побуждение к формулировке проблемы)
– Значит, какая будет тема урока?
Учитель записывает тему на доске.
«АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД»
К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации.
Выход будет следующим:
- если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова;
- затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;
- оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.
«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВХОЖДЕНИЕ В УРОК»
- Преподаватель начинает урок с “настройки”.
- Можно познакомить с планом урока. Это лучше делать в полушуточной манере.
Например, так: “Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос… (звучит тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги — порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное… (называется тема повторения)”.
- Если есть техническая возможность, хорошей настройкой на урок будет короткая музыкальная композиция.
- Психологическая установка на урок.
– Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. – Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на парте.
Красная фишка настроение отличное, зелёная хорошее, синяя так себе.
– Я тоже покажу вам своё настроение.
- Небольшая кинезиологическая разминка, пальчиковая гимнастика.
“СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ”
Игры легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела курса. Они являются удобной формой актуализации знаний.
– угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;
– расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;
– разгадывание загадок (в том числе и лингвистических);
– игры-задачи “Я задумала слово”, “Вопрос – ответ” и др.
Больше интересных игр в Workbook: книга для чтения + рабочая тетрадь
Таким образом, яркое, необычное начало помогает сделать уроки русского языка и литературы интересными, а в преподавание этих предметов внести разнообразие.
Другие статьи автора
- 9 способов изменить мнение людей, не вызывая обиды или негодования (по следам "Педагогической эвристики" В.Соколова")
- Лекция-мастер-класс: основные рекомендации
- Словесные игры для развития речи обучающихся
- Технология создания инфографики
- Как за 5 минут составить интересный ребус для занятий с детьми или взрослыми
- Саммари: Бернард Феррари "Умение слушать"
- 4 приема быстрого чтения учебной и научной литературы
Статьи по теме
- Универсальные способы запоминания иностранных слов
- 5 письменных техник эффективного запоминания
- 5 идей для формативного оценивания на уроке
- Тренировочные упражнения для успешного прочтения текста вслух в устной части ЕГЭ по английскому языку
- QR-коды на занятиях: интересные задания, квесты, кодирование аудиозаписей
- Лучшие онлайн-сервисы для создания обучающих игр и игровых упражнений
- Как за 5 минут создать онлайн-тест для слушателей
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.