среда, 27 мая 2020 г.

Как можно “оживить” урок литературы

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, логопед, лингвист-эксперт.
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

Большинство школьных учителей продолжают сетовать на то,  что современные дети не понимают классические произведения русской и зарубежной литературы. Конечно, словесники со мной согласятся, что на уроках литературы мы не учим читать, мы учим мылить. А научить мыслить можно только тогда, когда у учеников есть мотивация к чтению и пониманию.

Есть несколько простых способов сделать уроки литературы мотивирующими для школьников.

Буктрейлер

Буктрейлер – видеоролик рекламного характера, рассказывающий в произвольной художественной форме о книге. Включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует ее содержание.

Направлено:

  • На развитие монологической и диалогической речи.
  • На умение обосновать правильность своих суждений, включая в свою речь элементы рассуждения, аргументации.
  • На работу с осмыслением прочитанного текста и, фактически, пересказом этого текста, но непременно выделяя наиболее яркие моменты, которые прежде произвели впечатление на самого автора буктрейлера.

Комиксы

Преимущество комикса в том, что необходимо выбрать максимально точную иллюстрацию, изображающую ситуацию, и подписать её минимумом слов. А значит, ребёнок должен выбрать только главное, самостоятельно принять решение, что нужно отсечь.

Комиксы можно не только нарисовать самостоятельно, но и сделать в специальных сервисах:

  • Writecomics
    Бесплатный сервис, где можно самостоятельно подобрать персонажи.
  • Makebeliefscomix
    Бесплатный сервис. Много локаций и персонажей. Есть маски и объекты, поддержка кириллицы.

Интеллект-карты

Удобно работать с сюжетом, фабулой, основными персонажами, используя визуальную поддежку.

Можно нарисовать от руки и организовать групповую работу в классе.Можно дать в качестве домашнего задания и предложить поработать с сервисами:

  • Bubble.us — бесплатное веб-приложение для составления интеллект карт в режиме онлайн. Приложение позволяет составить простые mind-map и экспортировать их в формате изображений.
  • XMind является популярной кросс-платформенной программой для составления ментальных карт.
  • Coggle является бесплатным онлайн приложением, поддерживающим совместную работу над проектами. В этой программе вы можете разрабатывать удобные красивые ментальные карты.

Драмогерменевтика

Смена мизансцен, инсценировка, суфлирование и работа с камерой.  Понимаем и осмысливаем  через переживаниt текста произведения.

Обратиться к творчеству современных писателей и поэтов

 

Понятно, что изучение творчества тех, кто ещё жив и, стало быть, «не классик», не прописано в школьной программе. Но молодая аудитория, живущая в XXI столетии, по-прежнему хочет читать про себя. Возможно, поэтому большинство продвинутых старшеклассников выбирают современную западную литературу.

Можно  поработать:

  • «Дом, в котором…», Мариам Петросян
  • «Первокурсница», Виктория Ледерман
  • «Я хочу в школу!», Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский
  • «Первая работа», Юлия Кузнецова
  • Пелевин “

Статьи по теме

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.