среда, 5 августа 2020 г.

ГИ ДЕ МОПАССАН

Годы жизни: 05.08.1850 - 06.07.1893

Французский писатель-реалист. Признанный классик французской и мировой литературы, наряду с романами крупным вкладом в литературу явилась его новеллистика.

Анри-Рене-Альбер-Ги де Мопассан родился в семье обедневших дворян. Отец писателя вынужден был поступить на службу и стал биржевым маклером в Париже. После рождения второго сына, Эрве (1856), родители Мопассана разошлись, и мать поселилась с обоими сыновьями в приморском городе Этрета на принадлежавшей ей вилле Верги.

Детские годы Мопассана прошли в Нормандии. Когда мальчику исполнилось тринадцать лет, мать отдала его в духовную семинарию, однако вскоре он был оттуда исключен. В 1866 году Лора де Мопассан определила сына в руанский лицей, который он окончил в 1869 г. Писатель поступил на юридический факультет в нормандском городе Канне. Летом 1870 года вспыхнула франко-прусская война, и Мопассан был призван на военную службу. Он принимал участие в походах, находился в осажденном Париже, сначала в форте Венсен, а затем был переведен в Главное интендантство. После войны имущественное положение родителей Мопассана резко ухудшилось. Мопассан, не имея возможности окончить юридический факультет, вынужден поступить на службу. С 1872 года до ноября 1878 года он служит в Морском министерстве, ведя трудную, полунищенскую жизнь.

После долгих хлопот, в которых немалое участие принимал Флобер, который был другом семьи, Мопассану удалось перевестись в декабре 1878 года в министерство народного образования, где он и пробыл до конца 1880 года. Все это время писатель активно работал, хотя и не публиковал своих произведений по настоянию того же Флобера. Только в 1875 году Мопассан опубликовал под псевдонимом Жозефа Прюнье свою первую новеллу «Рука трупа». Затем последовало еще несколько журнальных публикаций, за одну из которых (поэма «На берегу») Мопассан был привлечен к суду. Флобер (подвергавшийся в свое время тем же обвинениям за «Госпожу Бовари») вступился за ученика, написав открытое письмо в газете «Голуа». Успех приходит к Мопассану после публикации новеллы «Пышка» в коллективном сборнике. Флобер назвал новеллу «шедевром», Мопассана пригласили к сотрудничеству в «Голуа», где вскоре появился цикл его новелл-очерков «Воскресные прогулки парижского буржуа». Материальное положение писателя улучшается, он путешествует по Корсике, Алжиру, Бретани, издает путевые очерки, пишет новеллы. В 1881 - 1883 годах Мопассан особенно тесно сближается с Тургеневым, дает ему на просмотр свои новые произведения, состоит с ним вместе членом комитета по сооружению памятника Флоберу, навещает его, больного, в последние недели жизни.

О личной жизни писателя достоверно известно не так уж много, также мало информации и о его политических пристрастиях (известно, что в 1876 г. писатель отказался от вступления в масонскую ложу), остается спорным отношение Мопассана к Парижской коммуне и революционному движению. Основным занятием Мопассана с 1880 по 1990 г. стало творчество, писатель очень много работал. Литературный успех Мопассана возрастал от одной книги к другой, В 1882 году он издал сборник новелл «Мадмуазель Фифи»; в 1883 году - сборник «Рассказы вальдшнепа» и роман «Жизнь», высоко оцененный И. С. Тургеневым и Львом Толстым и выдвинувший Мопассана в первый ряд современных французских писателей. В 1884 году выходят сборники «Лунный свет», «Сестры Рондоли», «Мисс Гарриет» и книга «Под солнцем». В 1885 году изданы сборники «Иветта», «Сказки дня и ночи» и «Туан», а одновременно с ними - роман «Милый друг», принесший Мопассану мировую известность.

Такая напряженная творческая работа сильно расшатала здоровье Мопассана. Из-за плохой наследственности он жаловался уже ранее на недомогания, связанные, в частности, с болезнью глаз. Во второй половине 80-х годов, на почве постоянного и все возрастающего переутомления, Мопассан страдает постоянными головными болями, а болезнь глаз все прогрессирует. В ноябре 1889 года умер брат Мопассана, Эрве, сошедший с ума; эта смерть подавляюще подействовала на писателя. В течение двух последних лет сознательной жизни Мопассан мучительно переживает утрату прежней работоспособности. Романы «Сильна как смерть» и особенно «Наше сердце» дались ему с величайшим трудом. В 1891 году его творческая деятельность совершенно угасла, зато появились признаки мании величия. 1 января 1892 года, когда Мопассан посетил свою мать, жившую на вилле близ Канн, им овладел бред, и писатель ночью, в приступе безумия, нанес себе глубокую рану ножом в горло. Мопассана поместили в психиатрическую лечебницу, где он и пробыл до самой своей смерти. При этом Мопассан все время находился в бреду и более не приходил в ясное сознание.

Интересные факты из жизни

Мопассан считал, что публике принадлежат лишь книги писателя, и всячески старался скрывать свою личную жизнь, возмущался сплетнями о себе, попадавшими в печать, запрещал опубликовывать свои портреты и переписку. Именно по этой причине в его биографии до сих пор имеется ряд «белых пятен».

Летом 1891 года одна нью-йоркская газета совершила литературный подлог, напечатав на своих страницах за подписью Мопассана целый роман - переделку его рассказа «Завещание». Мопассан, возмущенный этим, решил начать судебное преследование. Но хотя к 1891 году имя Мопассана было известно во всем мире, а книги его разошлись только во Франции в огромном для того времени тираже, приближавшемся к четыремстам тысячам экземпляров, американские судьи отказались рассматривать иск Мопассана, объявив его «малоценным, малоизвестным и малооплачиваемым писателем». 

Одним из первых переводчиков Ги де Мопассана в России был Лев Толстой.

Работоспособность Мопассана поражает: за 10 лет активной творческой деятельности им написано 29 книг (в том числе 6 романов) художественной прозы. Помимо этого писатель много работал в публицистике. Биографы высчитали, что за 1885 год Мопассан написал 1500 печатных страниц. Этого не удавалось достигнуть ни Бальзаку, ни Диккенсу, ни даже Дюма-отцу.

Библиография

Романы
Жизнь (1883)
Милый друг (1885)
Монт-Ориоль (1886)
Пьер и Жан (1887-1888)
Сильна как смерть (1889)
Наше сердце (1890)

Сборники новелл 
Заведение Телье (1881)
Мадемуазель Фифи (1882)
Дядюшка Милон (1883)
Рассказ вальдшнепа (1883)
Мисс Гарриет (1884)
Лунный свет (1884)
Мисти (1884)
Сестры Рондоли (1884)
Ивета (1885)
Сказки дня и ночи (1885)
Туан (1885)
Господин Паран (1886)
Маленькая Рок (1886)
Орля (1887)
Избранник госпожи Гюссон (1888)
С левой руки (1889)
Бесполезная красота (1890).

Книги путевых очерков
Под солнцем (1884)
На воде (1888)
Бродячая жизнь (1890)

Экранизации произведений, театральные постановки

Произведения Мопассана экранизировались множество раз. 

Список экранизаций на сайте Кинопоиск.

Отечественные экранизации:
Пышка (СССР, 1934) реж. Михаил Ромм
Руанская дева по прозвищу Пышка (СССР, 1989), реж. Евгений Гинзбург, Рауф Мамедов

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.