Напомним участникам ГИА основные требования к написанию изложения с
творческим заданием и дадим рекомендации по подготовке к этому виду речевой
деятельности.
Изложение является одной из
основных форм проверки речевого развития учащихся. Это
комплексная работа, с помощью которой проверяются различные
стороны языковой и речевой подготовки учащихся: коммуникативныеумения,
т.е. умения раскрыть тему высказывания, передать основную мысль, изложить
материал последовательно и связно, найти для него
соответствующую композиционную и языковую форму; языковые навыки или соблюдение
в речи норм литературного языка; навыки правописания — орфографические и
пунктуационные.
Изложение –
одна из основных форм проверки умения правильно и последовательно излагать
мысли, уровня речевой подготовки обучающихся. Это вид творческой работы,
в которой обучающиеся должны пересказать прослушанный им текст подробно, с
изменением или без изменения лица рассказчика. При написании подробного
изложения обучающиеся пересказывают текст, сохраняя последовательность, логику
развития действия оригинала.Объем изложений составляет от 420-450 слов. За
изложение ставится одна отметка (общая за всё задание: изложение с
творческим заданием).
Учитель или преподаватель
дважды медленно зачитывает текст. Если в тексте есть имена собственные,
даты, трудные иноязычные слова, архаизмы, диалектизмы, преподаватели пишут их на
доске.
Изложение предполагает, что пишущий должен не
рассказать о том, что было прослушано, а передать содержание как можно ближе к
тексту (70% информации), не нарушая принадлежности этого текста к тому
или иному стилю (художественному, публицистическому или научному).
Модель творческого задания следующая: первое задание – «Напишите
подробное изложение»; второе – «Дополните текст изложения...»,
«Продолжите текст изложения рассуждением...», «Введите в текст
изложения описание...», «Поразмышляйте над проблемой...», «Сделайте
выводы...», «Выскажите свое согласие (несогласие) с позицией автора...»
и т. д. Объём творческого задания – не менее 150 слов.
Работа над изложением во
время государственной итоговой аттестации длится 210 минут (три
с половиной часа).
За письменное
высказывание выставляется одна отметка (изложение с творческим
заданием). Сумма набранных баллов за содержание и за языковое
оформление переводится в отметку, которая является итоговой.
Тексты изложений с
творческими заданиями для государственной итоговой аттестации по программам
среднего общего образования в 11-х классах общеобразовательных организаций
Донецкой Народной Республики предназначены для проверки уровня коммуникативной
компетенции, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, умения
работать с текстом, связно и логически правильно излагать его содержание,
высказывать самостоятельно свое мнение и аргументировать его.
Проверяются умения: проявлять определённый уровень понимания темы высказывания; строить
высказывания определённого объёма, подбирая и упорядочивая необходимый для
реализации замысла материал;
воссоздавать информацию подробно, сжато, выборочно; излагать
материал логично, последовательно, учитывая
соотношение основной и второстепенной информации; придерживаться
темы высказывания; строить высказывание, компоненты которого
подчинены изложению главной мысли; учитывать ситуацию общения и
адресата речи; выявлять своё отношение к предмету высказывания,
понимать возможность разных толкований одной и той же проблемы, оценивать доказательность аргументов,
сформулировать своё видение проблемы; использовать языковые средства в соответствии с
коммуникативным заданием, придерживаясь норм литературного языка, уместно используя лексическое,
грамматическое богатство языка.
Тексты представляют собой
отрывки из произведений современной, классической, публицистической,
беллетристической, научно-популярной литературы. Тематика текстов разнообразна:
природа, язык, нравственные и эстетические категории, семья, искусство и т.п.
Предлагаются тексты повествовательного характера (с определенным сюжетом,
описанием конкретных событий, развивающихся последовательно); описания явлений
природы, памятников, географических мест и т.д.; портретные характеристики;
рассуждения по какому-либо вопросу (проблеме). По стилю это художественные,
научные, публицистические тексты.
Рекомендуем учащимся
написать накануне
ГИА пробное изложение с творческим заданием по следующему
алгоритму:
ü Прочитайте текст
2-3 раза.
ü Выясните значение
непонятных слов в словаре.
ü Обдумайте, о чём
этот текст.
ü Сформулируйте его
тему и основную мысль.
ü Озаглавьте текст.
ü Составьте вопросный
или тезисный план, включив в него ключевые по смыслу предложения каждого
абзаца.
ü Определите тип и
стиль текста.
ü Запишите
словосочетания, в которых есть яркие языковые особенности, тропы. Постарайтесь
сохранить их при изложении.
ü Прочитайте текст
снова.
ü Не глядя на текст,
по памяти напишите черновик изложения.
ü После того как
черновик написан, перечитайте его.
ü Продумайте,
раскрыты ли в изложении тема и основная мысль, всё ли изложено согласно плану.
Сохранена ли вами композиция изложения? Есть ли начало, основная часть и
заключение? Разделили ли вы текст на абзацы?
ü Исправьте ошибки и
недочёты.
ü Теперь смело можете
переписывать начисто.
Творческое задание формулируется в
виде вопроса, связанного с проблематикой текста. Вопрос нацеливает на
комментарий к поставленной проблеме и аргументацию собственной позиции.
Необходимо создать текст в соответствии с заданной
темой; интерпретировать информацию, заложенную в тексте; логично
излагать мысли, выстраивая тезисно-доказательную часть
рассуждения; подобрать убедительные аргументы, создать аргументированное
высказывание; выявить отношение автора к поставленным проблемам, сопоставлять
свою позицию с другой точкой зрения; осуществить выбор языковых средств в
соответствии с заданием; оформить текст в соответствии с нормами русского
литературного языка.
Алгоритм работы над
творческим заданием
ü Прочитайте задание.
ü Продумайте свой
ответ на задание.
ü Аргументируйте свою
позицию с опорой как на содержание художественных произведений, так и на свой
жизненный опыт (личные впечатления, собственные размышления, знания и др.) или
опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения.
Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения.
ü Продумайте
композицию творческой работы.
ü Напишите творческое
задание в объёме не менее 150 слов.
ü Пишите чётко и
разборчиво, соблюдая нормы речи.
Предлагаем для анализа
образец изложения с творческим заданием по тексту «О лесорубе, которому
до всего было дело» (по Ф. Кривину), написанный учащимися
одной из общеобразовательных организаций города Донецка.
В старину в одном городе
люди потеряли улыбку. Никто не мог понять, откуда взялась эта странная болезнь.
Местные лекари изо дня в день изучали причины её возникновения.
– Очевидно, это что-то
желудочное, – говорил доктор Касторка.
– Да нет. Это больше
похоже на простуду, – возражал ему доктор Стрептоцид.
– Чепуха! – категорически
заявлял профессор Пенициллин.
Но болезнь все быстрее
распространялась среди местных жителей. Люди перестали радоваться весне,
солнцу, становились угрюмыми и неприветливыми. На улицах вместо приветливых и
дружелюбных слов только и слышалось:
– Не твоё дело! Иди своей
дорогой!
И вот однажды с гор
спустился молодой Лесоруб. По дороге он увидел тонущего в реке человека.
– Тонешь? – спросил
Лесоруб, готовый броситься на помощь.
– Не твоё дело, иди своей
дорогой! – угрюмо ответил утопающий. Лесоруб, не обратив на это внимания,
мгновенно бросился на помощь и спас утопающего.
– Ты зачем
сопротивляешься, когда тебя хотят спасти? Ведь ты мог утонуть!
– Да я ж не ожидал от
тебя этого, у нас так не принято.
Удивился Лесоруб и пошел
в город. На дороге он увидел толпу людей, которая собралась вокруг опрокинутой
телеги старика. Люди стояли, возмущались, но помогать старику никто не
собирался.
– Давай я тебе помогу! –
сказал Лесоруб.
– Не твоё дело, –
промычал старик, не поднимая головы.
– Да чего ж ты такой
упрямый, вдвоем-то легче, да и люди помогут!
Но толпа начала
расходиться. А так как всем пройти быстро не получалось, то многие подходили и
нехотя помогали старику.
Вскоре весь город только
и говорил о Лесорубе. Рассказывали, что он всем помогает, о каждом хлопочет.
Этот рассказ вызывал на их лицах удивленную улыбку, но это была первая улыбка
после эпидемии. Многие даже захотели составить Лесорубу компанию, так как с ним
было весело и интересно.
Как-то утром профессор
Пенициллин, рассуждая о проблеме эпидемии, выглянул в окно, и его постоянный
ответ «чепуха» застрял у него в горле: по улице шли сотни улыбающихся людей. Он
открыл рот, чтобы сказать свою любимую фразу: «Не мое дело», но его остановил
Лесоруб.
– Пожалуйста, профессор,
не произносите этой фразы, ведь она и есть главная причина этого странного
заболевания!
Так закончилась эпидемия.
Именно после того, как жители перестали говорить фразу «Не твоё дело», к ним
вернулась улыбка и они стали весёлыми и приветливыми. А Лесоруб ушёл в горы: у
него было много дел.
Владислав К.
Творческое задание
Объясните, почему люди
города потеряли улыбку.
Улыбка – внешнее
проявление радости. А значит, утрата способности улыбаться – лишь клинический признак
гораздо более серьезного заболевания, как утрата способности к движению –
симптом тяжелого поражения нервной системы. Только в случае потери улыбки это
симптом не физического недуга, как полагали медицинские светила в притче
Феликса Кривина, а признак немощи души.
По своей природе человек
– существо общественное, потребность общения заложена в его натуре, и именно
оно является важнейшим источником радости в жизни любого из нас. Не зря ведь
Антуан де Сент-Экзюпери утверждал, что «единственная настоящая роскошь – это
роскошь человеческого общения». А в чем же состоит эта роскошь?
Конечно, не в
пустопорожней болтовне, не в бездумном совместном времяпрепровождении. Истинная
радость – в совместном проживании жизни, в соучастии в судьбе другого человека,
в возможности ежедневной и естественной помощи ближнему, приносящей обоюдную
радость.
Лесоруб, во время жизни в
горах познавший истинное одиночество, хорошо знает цену человеческому общению
и, конечно, не может смириться с «одиночеством в толпе», на которое обрекли
себя жители города.
Причиной эпидемии стала
глубоко безнравственная позиция «хаты с краю». Только в совместной жизни, в
сострадании, милосердии, взаимовыручке осуществляется истинная радость
человеческого бытия.
Диана
Д.
Письменный экзамен проводится следующим
образом:
Первое прочтение текста и его восприятие на
слух.
Небольшая пауза (пять минут),
сосредоточение на услышанном, наброски в виде записи ключевых слов, основной
мысли, цепочки слов, фактов.
Второе прочтение текста учителем или
преподавателем.
Написание черновика (план, который
может быть выполнен в полном или сокращённом виде).
Редактирование чернового
варианта (когда
отмечаются трудные случаи, чтобы проверить написание слов в течение последнего
часа перед сдачей работы).
Выполнение работы набело (когда работа
аккуратно переписывается с соблюдением красной строки, правильным членением
текста и т.д.). Обратите внимание на записи, сделанные учителем или
преподавателем на доске: если в тексте есть имена собственные, даты, трудные
иноязычные слова, архаизмы, преподаватели запишут их на доске.
Самопроверка текста в течение
последнего часа (около 60 минут).
Рекомендуемый алгоритм
работы учащегося вовремя написания изложения с творческим заданием:
ü во время чтения
учителем или преподавателем текста необходимо сделать как можно больше рабочих
записей (имена собственные, даты, прямая речь и диалог, цифры и прочее в
этом роде);
ü во время
слушания выявить тему и основную мысль. После этого можно
составить план, другими словами, разбить текст на микротексты и
определить их микротемы;
ü написать
текст на черновике (основным этапом работы над изложением
является редактирование на черновике его первого
варианта. Проследите, насколько соблюдена логика изложения, не встречаются ли
частые повторы одних и тех же слов, не нарушены ли нормы сочетаемости
слов, правильно ли использованы грамматические формы; помните,
что при написании подробного изложения необходимо пересказать текст,
сохраняя последовательность, логику развития действия оригинала, иногда близко
к тексту, учитывая его стилистические особенности, иногда требуется изменить
лицо рассказчика, озаглавить получившуюся работу;
ü проверка
орфографии и пунктуации – важная часть работы.
Помните, что за изложение
ставится одна отметка (общая за всё задание: изложение с
творческим заданием), которая является средним показателем отметок за
содержание и языковое оформление / грамотность работы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.