воскресенье, 24 марта 2019 г.


Рекомендации учителям по обучению детей с ОВЗ.

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Необходимо предоставление особых условий: изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов.
Необходимые изменения способов подачи информации и модификации должны быть включены в индивидуальный образовательный план учащегося. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды учащихся с особыми потребностями, причём очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том, в чём именно они нуждаются.
Рекомендации по поводу коррективов в учебниках и образовательных программах, возможных изменений на уроке в классе и заданиях и возможных поведенческих ожиданиях, которые нужно принять во внимание при обучении детей с особыми образовательными потребностями.



В процессе обучения учителю следует:
- использовать чёткие указания;
- поэтапно разъяснять задания;
- учить последовательно выполнять задания;
- повторять инструкции к выполнению задания;
-демонстрировать уже выполненное задание (например, решённая математическая задача);
В учебном процессе использовать различные виды деятельности:
- чередовать занятий и физкультурные паузы;
- предоставлять дополнительное время для завершения задания;
- предоставлять дополнительное время для сдачи домашнего задания;
- использовать листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
- использовать упражнения с пропущенными словами/предложениями;
- обеспечивать школьника копией конспекта.
Способы оценки достижений и знаний учащихся:
- использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
- ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;
- оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями;
- акцентировать внимание на хороших оценках;
- разрешать переделать задание, с которым ученик не справился;
- проводить оценку переделанных работ;
- использовать систему оценок достижений учащихся.

В организации учебного процесса необходимо:
- использовать вербальные поощрения;
- свести к минимуму наказания за невыполнение правил;
- ориентироваться более на позитивное, чем негативное;
- составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и умения школьника;
- предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства;
- разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;
-   игнорировать незначительные поведенческие нарушения;
- разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;
-   осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья.





Рекомендации учителям при работе с аутичным ребёнком.



1. Логика аффективного развития аутичного ребёнка в силу тех патологических условий, в которых оно проходит (изначальная слабость тонуса и сверхчувствительность), отражает направленность на создание надежных способов аутостимуляции, повышающих его психический тонус и заглушающих постоянно возникающий дискомфорт, хроническое состояние тревоги и массивные страхи. Поскольку линия механической аутостимуляции выражена сильнее, взрослому необходимо подключаться к ней и постепенно, уже изнутри, наполнять её новым содержанием эмоционального общения.

2. Вступая во взаимодействие с ребёнком, нужно адекватно оценивать его реальный «эмоциональный» возраст. Необходимо помнить о том, что он легко пресыщается даже приятными впечатлениями.

3. Основная психическая нагрузка в воспитании ребёнка ложится на его мать. Поэтому нужна регулярная помощь в виде конкретных коррекционных приёмов в работе с ребёнком, наметить закономерные этапы психологической коррекции и обучения.

4. Говоря о помощи семье аутичного ребёнка в его обучении и воспитании, крайне важно понять, как складываются отношения близких с таким ребёнком в таких непростых условиях, какой положительный и отрицательный опыт они уже приобрели в контактах с ним, как они сами оценивают свой опыт, каким им представляется динамика психического состояния ребёнка и дальнейшие перспективы.









Методическая организация занятия ребенка с нарушением зрения.

1. Освещенность рабочего места не должна быть ниже 500 люкс.


 2. Рекомендуется использовать наглядный материал высокой цветовой контрастности.


3. Фон, на котором предъявляется объект, должен быть разгружен от излишних деталей.


4. Рекомендуемая гамма для  младших школьников – желто – красно- оранжевая или зеленая.


5. Если это необходимо, то следует увеличить время на экспозицию.


6.Следует использовать смену различных видов деятельности (подвижные игры, всевозможные физкультминутки).


7. Следует помнить, что т.к. слабовидящие лучше видят свет, то текст лучше воспринимается белый на чёрном фоне, чем чёрный на белом как принято.





 Рекомендации учителям при работе со слабовидящим школьником.

1. Учитель должен знать индивидуальные особенности функционирования зрительной системы ученика. Дети с нарушением зрения при одинаковом состоянии зрительного анализатора (при одинаковой остроте и поле зрения) отличаются друг от друга возможностями его использования: один может выполнять задания с опорой на зрение, другой - на осязание, третий - на осязание и зрение.
2. В случае если у ребёнка нет светобоязни, и он нуждается в дополнительном освещении, рабочее место должно быть освещено настольной лампой с регулятором степени освещенности, поскольку количество света, необходимое для нормального функционирования зрения, зависит как от общей освещённости классной комнаты, так и от функционального состояния зрительного анализатора ученика. Если у учащегося наблюдается сильная светобоязнь, его нужно посадить спиной к окну или закрыть окно шторой. При наличии светобоязни на одном глазу, ребенку следует сидеть так, чтобы свет падал с противоположной стороны.
3. В процессе выполнения письменной работы, необходимо следить за осанкой ученика с нарушением зрения, прежде всего в младших классах. Расстояние от глаз ученика до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см. Для чтения можно использовать подставки.
4. Учителю следует знать, что оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих учеников составляет не более 15 - 20 минут непрерывной работы, для учеников с глубоким нарушением зрения, в зависимости от индивидуальных особенностей, она не должна превышать 10 - 20 минут.
5. Учителю следует помнить, что темп письма и чтения слепого или слабовидящего ниже. В связи с этим используются диктофоны, на которые записываются фрагменты урока.
6. На уроках математики необходимо использовать, с одной стороны, компенсаторные механизмы памяти (устный счёт), с другой стороны – прибор прямого чтения.
7. Речь учителя должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать всё, что он делает, пишет, рисует или когда проводит опыт.
8. Словарную работу следует проводить на каждом уроке, а не только на уроках родного языка, т.к. для многих слабовидящих характерен вербализм, который объясняется обеднённостью опыта и отсутствием за словом конкретных представлений.
9. Необходимо проводить специальную работу по ориентировке. Работу по обучению ориентированию следует вести на всех занятиях, где материал позволяет усвоить и закрепить соответствующие знания. Это возможно при работе с книгой, с планом, на занятиях по рисованию и физической культуре. При этом важно использовать все сохранённые и нарушенные анализаторы.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.



Детский церебральный паралич - болезнь, развивающаяся вследствие поражения головного мозга - внутриутробно, в родах или в период новорожденности; характеризуется двигательными расстройствами (параличи, парезы, реже гиперкинезы и атаксия),
а также нарушениями психоречевых функций.


 Вопросы этиологии, патогенеза, терапии ДЦП на сегодняшний день не решены до конца.



Особенности нарушений познавательной деятельности при ДЦП:

1) Неравномерный характер нарушений отдельных психических функций;
2) Выраженность астенических проявлений ― повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы;
3) Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире.  Прежде всего, отмечается недостаточность пространственных и временных представлений.


Рекомендации учителям по созданию оптимальных условий организации учебного процесса при работе с детьми, имеющими нарушения вследствие церебрального паралича.



1. На занятиях необходимо соблюдение двигательного режима:
фиксация в специальном стуле, удерживающем вертикальное положение ребёнка сидя или стоя; применение утяжелителей для детей с размашистыми гиперкинезами (насильственными движениями), осложняющими захват предмета (ручки, книги или др.) или другую учебную деятельность (например, чтение, т.к. гиперкинезы мешают фиксации взгляда и прослеживанию строки); обязательный перерыв в занятии на физкультминутку.

2. В каждое занятие желательно включать упражнение на пространственную и временную ориентацию (например, положи ручку справа от тетради; найди сегодняшнюю дату на календаре и т.д.).

3. Для детей с усиленным слюнотечением требуется контролирующая помощь со стороны учителя с напоминанием проглотить слюну для формирования у ребенка устойчивой привычки – контроля за слюнотечением.

4. Необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребёнка и учитывать его во время занятий (детям с церебральным параличом свойственна повышенная тревожность, ранимость, обидчивость; например, гиперкинезы и спастика могут усиливаться от громкого голоса, резкого звука и даже при затруднении в выполнении задания или попытке его выполнить).

5. Для детей, имеющих тяжелые нарушения моторики рук (практически всегда они связаны с тяжёлым нарушением речи), необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребёнку не давать развернутый речевой ответ.

6. На занятии требуется особый речевой режим: чёткая, разборчивая речь без резкого повышения голоса, необходимое число повторений, подчёркнутое артикулирование.

7. Необходима адаптация объёма и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся, для чего нужно систему изучения того или иного раздела программы значительно детализировать: учебный материал преподносить набольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий. Осуществлять индивидуальный подбор объёма задания. Добиваться чёткого ответа на поставленный вопрос.

8. Для успешного усвоения учебного материала необходима педагогическая коррекционная работа по нормализации их деятельности, которая должна осуществляться на уроках по любому предмету.

9. Особое место должны занять уроки ручного труда, рисование, так как, на них значительное место занимает деятельность по наглядно-предметному образцу, что позволяет формировать обобщённые приёмы умственной работы.

10. Необходимо учить детей проверять качество своей работы, как по ходу её
выполнения, так и по конечному результату; одновременно нужно развивать потребность в самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе.

11. В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в силах работать на данном уроке, материал следует объяснять на индивидуально-групповых занятиях.

12. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её, целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий.

13. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживать использованием красочного дидактического материала, введением игровых моментов.

14. Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку, поощрение его малейших успехов.

15. Каждому родителю необходимо дать рекомендации по воспитанию, обучению, коррекции недостатков в развитии с учётом возрастных, индивидуальных и психофизических возможностях их детей. 



Рекомендации учителям, обучающим детей с СДВГ (синдромом дефицита внимания с гиперактивностью).



1.  Ознакомьтесь с информацией о природе и симптомах синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, обратите внимание на особенности его проявлений во время пребывания ребёнка в учебном процессе.

2.  Для улучшения организации учебной деятельности ребёнка используйте простые средства — планы занятий в виде пиктограмм, списки, графики, часы со звонком.

4.   Во время уроков важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы.

5. В случае затруднений при выполнении классного задания ребёнку должна быть предоставлена возможность обратиться за помощью к педагогу.

6.  Задания следует разъяснять персонально или писать на доске, ни в коем случае не сопровождая ироничным пояснением.

7.  Детям с синдромом гиперактивности нельзя делать резкие замечания, говорить «сядь ровно», «не крутись», «не бегай».

8. Уроки необходимо строить по чётко спланированному распорядку. На определённый отрезок времени ребёнку даётся лишь одно задание. Большое задание предлагается выполнить последовательно в виде частей, и педагог должен периодически контролировать ход работы над каждой из них, внося необходимые коррективы.

9. Обеспечивайте для ребёнка индивидуальные условия, которые помогают ему быть более организованным. Например, через 20- минутные интервалы разрешайте ему вставать и ходить в конце класса.

10. Во время учебного дня предусматривается двигательная «разрядка»: каждые 15—20 мин. на уроке рекомендовано проводить физкультпаузы.

11. Поощряйте ребёнка, например, если ребёнок хорошо себя вёл на перемене, разрешите ему и одноклассникам дополнительно погулять ещё несколько минут.

12. Обеспечьте для ученика возможность быстрого обращения за помощью. Выполняя задание, такие дети часто не понимают, что и как они делают. Не ждите, пока деятельность ребёнка станет хаотичной, вовремя помогите ему правильно организовать работу.

13. Придерживайтесь позитивной модели поведения. Не стесняйтесь хвалить ребёнка, дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью более других нуждаются в похвале.


Рекомендации учителям по оптимизации обучения детей с ММД (минимальной мозговой дисфункцией).




·   Интенсивный темп занятия может приводить к ухудшению общего соматического состояния детей, замедлять процесс физиологической нормализации работы мозга, усиливать его дезорганизацию. Необходимо избегать переутомления детей в течение всего учебного дня.

·   Лучше, чтобы в 1 классе эти дети вообще как можно меньше писали. Удобно использовать тетради с напечатанными заданиями, в которых нужно только проставить или обвести, или дорисовать ответ. Вместо того чтобы писать на доске, ребенку можно предложить выбрать карточку с ответом из висящих рядом с доской кармашков.

·   Мелкую моторику, необходимую для выработки хорошего почерка, развивать раскрашиванием по методу Монтессори. А проблем с прописыванием букв бывает значительно меньше, если к нему дети приступают после тренировочной работы с раскрасками.

·   Обучение чтению должно значительно опережать обучение письму и проводиться с визуальной опорой на буквы или, еще лучше, целые слова.
·   Использовать системность подачи информации, которая создает системно организованную память, облегчает поиск необходимой информации, развивает мышление. Форма подачи информации должна быть алгоритмичной, чёткой. Должна соблюдаться лаконичность формулировок, оформления, иллюстраций, которые не должны содержать ничего лишнего, незначащего, отвлекающего.

·   Необходимо показывать, рассказывать, совместно обыгрывать ту информацию, которая должна быть усвоена ребёнком. При этом не следует требовать ответов, спрашивать, что ребенок запомнил. Учебные демонстрации и рассказы должны быть короткими (2-З минуты), быстрыми, каждый раз частично обновляться, чтобы не ослабевал интерес.

·   В конце  работы надо обязательно хвалить ребёнка независимо от того, демонстрировал он свои знания или только смотрел, слушал и повторял.

·    Запоминание на самом деле идёт прекрасно, когда от ребёнка не требуют воспроизвести всё, что он должен запомнить, и у него нет страха забыть что-то, оказаться несостоятельным и получить неодобрение взрослых.

·   При объяснении любого урока надо давать детям точный алгоритм действий, уметь выделять сущность. Следует использовать короткие, чётко построенные фразы. Желательно разрабатывать графическое изображение алгоритма для каждой темы и давать его детям на карточках. Не надо заставлять их самих вычерчивать или рисовать алгоритм, лучше ― проиграть его с детьми.

·   Обстановка на уроках должна быть свободной и непринуждённой. Нельзя требовать от детей невозможного: самоконтроль и соблюдение дисциплины, исключительно сложны для ребёнка с ММД. Искренние попытки ребёнка соблюдать дисциплину (правильно сидеть, не вертеться, не разговаривать и т. д.) и переживания по поводу того, что это никак не получается, ещё быстрее приводят к переутомлению и потере работоспособности. Когда на дисциплине не заостряется

·   внимание, а уроки проводятся в игровой форме, дети ведут себя спокойнее и более продуктивно работают.

·   Если учитель видит, что ребёнок «выключился», сидит с отсутствующим взглядом, то в этот момент его не надо трогать: ребёнок всё равно будет не в состоянии разумно отреагировать.

·   При проведении игровых уроков нужно помнить, что сильные и яркие эмоциональные впечатления могут дезорганизовать деятельность детей.

·   Для детей с ММД не подходят традиционно используемые методы эмоционального включения в урок.

·   Не использовать сильные отрицательные эмоции в обучении детей с ММД, которые снижают способность к обучению.

·   Монотонная неинтересная работа утомляет детей с ММД.

·   У детей с ММД часто возникает проблема с закреплением материала, переводом его из кратковременной, оперативной памяти в долговременную. Для закрепления материала урок должен быть построен так, чтобы на его протяжении варьировался один и тот же алгоритм или тип задания.













Тугоухие дети.

    Слабослышащие (тугоухие) - дети с частичной недостаточностью    слуха, приводящей к нарушению речевого развития. Недостатки слуха у ребенка приводят к замедлению в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде.

Рекомендации учителям по организации занятия для слабослышащего ребёнка:

·        В начале урока необходимо предъявлять чёткий алгоритм действий;

·        Преобладание наглядных средств;

·        Рациональное дозирование учебного  материала;

·        Адекватный темп подачи материала;

·        Словарная работа;

·        Звуки, которые используются на уроках, не должны быть резкими, громкими или очень тихими;

·        Цвета, используемые на экране, не должны быть очень контрастными;

·        На одной странице не должно быть много изображений;

·        Включать задания на развитие пространственных отношений и целостного восприятия объектов.




Правила общения со слабослышащими:


·        следить, чтобы свет не падал на экран монитора  и учитель не поворачивался спиной к окну;

·        произносить слова в нормальном темпе;

·        говорить чётко и лаконично без сложных литературных оборотов;

·        делая важное сообщение, смотрите на ученика. Важно, чтобы он смотрел на вас. Если он не слышит, то его внимание можно привлечь визуальным сигналом (жестом);

·        факторы, способствующие лучшему восприятию речи:

         учителю-женщине лучше красить губы яркой помадой (т.к. дети считывают информацию с губ), а мужчине желательно не носить бороду и усы.

·        для слабослышащего ребёнка очень важно выражение лица учителя (т.к. много информации считывается с лица, с губ), хмурое выражение лица может напугать ребёнка;




Дети с умственной отсталостью.

Олигофрения — это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС, и в первую очередь коры головного мозга, в пренатальный (внутриутробный), натальный (при родах) или постнатальный (на самом раннем этапе прижизненного развития) периоды. По глубине дефекта умственная отсталость при олигофрении традиционно подразделяют на три степени: идиотия, имбецильность и дебилъностъ. Дети с умственной отсталостью в стадии идиотии и имбецильности в правовом отношении яв­ляются недееспособными и над ними устанавливается опека родителей или замещающих лиц.
         Развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У них отмечают­ся задержки в физическом развитии, общая психологическая инертность, снижен интерес к окружающему миру, заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематическо­го слуха. По-иному у них складываются соотношения в раз­витии наглядно-действенного и словесно-логического мышле­ния. Многие умственно отсталые дети начинают говорить только к 4—5 годам. Речь умственно отсталого ребенка не выполняет своей основной функции — коммуникативной.
Дети с задержкой психического развития.

Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность.
         Установлено, что многие из детей испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций.
         Память детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием. Характерны неточность воспроизведения и быстрая потеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память.
         Значительное своеобразие отмечается в развитии их мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений.
         У детей с ЗПР отмечается выраженная тревожность по отношению к взрослому, от которого они зависят. Такая тревожность имеет тенденцию с возрастом прогрессировать.
         Дети склонны преимущественно к конфликтному или избегающему способу взаимодействия. Дети с ЗПР предпочитают контактировать с детьми более младшего возраста, в силу того, что коллектив сверстников, с которыми они могут контактировать, устанавливать взаимоотношения, вызывает  у них тревогу.
          В процессе общения дошкольников с ЗПР на первый план выдвигается недостаточная сформированность его мотивационной основы. Потребность в игре у этих детей резко снижена.
Общие проблемы для детей с ОВЗ:


1.Ограниченные представления об окружающем мире.

2.Многие дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменение в настроении.

3.Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство (во время урока через каждые 10-15 мин. делать перерыв, интересоваться самочувствием ребёнка).

4.У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. При обучении такого ребенка следует разговаривать с ним спокойным тоном, проявлять доброжелательность и терпение.

Общие психолого-педагогические
рекомендации:



1.Принимать ребёнка таким, какой он есть.

2.Как можно чаще общаться с ребёнком.

3.Избегать переутомления.

4.Использовать упражнения на релаксацию.

5.Не сравнивать ребёнка с окружающими.

6.Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.

7.Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребёнка, он должен знать за что.

8.Обращаться к ребёнку по имени.

9.Не предъявлять ребёнку повышенных требований.

10.Старайтесь делать замечания как можно реже.

11.Оставаться спокойным в любой ситуации.


10 общих правил общения с ребёнком с ОВЗ:


1.     Обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему.

2.     Когда вас знакомят, вполне естественно пожать ему руку.

3.     Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами.

4.     Если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.

5.     Общаться необходимо как с остальными людьми, так же как ведете себя всегда.

6. Опереться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опереться или повиснуть на ее обладателе, и это тоже раздражает.

7. Когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу.

8. Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать.

9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу.

10. Расслабьтесь. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность.




Основные направления коррекционной работы:


Психологическая коррекцияустановление контакта со взрослыми, смягчение познавательного, эмоционального и сенсорного дискомфорта, тревоги, страхов. Стимулирование психической активности, направленное на взаимодействие со взрослыми и сверстниками; формирование целенаправленного поведения; преодоление агрессии, негативизма.



Педагогическая коррекция формирование активного взаимодействия с педагогом,  коррекция недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи, формирование определенных навыков в трудовой деятельности и в самообслуживании.



Медикаментозная коррекция ― занимаются специалисты.



Работа с семьёй ― ознакомление родителей с психофизиологическими особенностями детей, психотерапия семьи, составление специальной программы воспитания, обучения в домашних условиях, обучение родителей методам воспитания  детей.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.