Республиканской олимпиады обучающихся
общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики
по русскому языку
в 2019 – 2020 учебном году
Согласно приказам Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.09.2019 № 1353 «Об организации проведения Республиканской предметной олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году» муниципальный/межлицейский этап Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по русскому языку состоится 09 ноября 2019 года (см. приложение №3).
В муниципальном/межлицейском этапе Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по русскому языку примут участие учащиеся 7-11-х классов – победители и призёры школьного/лицейского этапа олимпиады текущего учебного года, набравшие необходимое для участия в муниципальном/межлицейском этапе олимпиады количество баллов, продолжающие обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.
Олимпиада проводится в соответствии с Условиями проведения Республиканской предметной олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году (приложение 1 к приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.09. 2019 № 1353 «Об организации проведения Республиканской предметной олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году»).
Тексты заданий по русскому языку для муниципального/межлицейского этапа Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики будут размещены в день проведения олимпиады с 8.00 на сайте Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования»: http://www.donippo.org/. Ответственные за проведение муниципального этапа олимпиады в городах/районах в 8.00 получат на электронные адреса пароль для открытия пакета заданий (консультации по номеру телефона 071-3916412 – Зеленская Оксана Юрьевна).
Вместе с текстами заданий будут предложены рекомендации для членов жюри по проверке отдельных заданий.
Организационно-технологическая модель проведения
муниципального/межлицейского этапа
Республиканской предметной олимпиады обучающихся
общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики
по русскому языку
1. Время написания работы – 3 астрономических часа (9.00-12.00): письменная работа + устный тур (конкурс ораторского мастерства), участие в котором является обязательным; балл за риторическое высказывание суммируется с баллом за письменную работу.
График проведения:
9.00 – 12.00 – письменный тур
12.30 – 14.00 – устный тур
2. Тетради (или чистые листы), в (на) которых выполняются работы, должны быть промаркированы; страницы пронумерованы, начиная с третьей, т.е. без обложки.
3. Задания множатся и раздаются каждому учащемуся для выполнения.
4. Отсчёт времени для выполнения работы начинается с момента получения участниками заданий (после оформления обложки олимпиадной работы), но не позднее 9.00.
5. После выполнения учащимися заданий работы и обложки шифруются представителем оргкомитета. Далее обложки снимаются, а работы передаются на проверку членам жюри.
6. За каждый вид работы выставляются баллы согласно критериям. Пакет заданий рассчитан на учащихся 7-11-х классов общеобразовательных организаций. В ходе выполнения работ участникам не разрешается пользоваться словарями, в том числе орфографическими, другой справочной литературой и гаджетами.
7. В конце работы выставляется сумма баллов, подписываются председатель жюри и члены комиссии (не менее двух). Подписи расшифровываются. Сумма баллов переносится на первую страницу в сводную таблицу:
Количество баллов
за задания I-го уровня
|
Итого
|
II-го уровня
|
Итого
|
III-го
уровня
|
Итого
|
Устная речь
|
Общая сумма баллов
| ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
| ||||
Количество победителей не должно превышать 45% от числа участников соревнований соответствующего класса (курса) с ориентировочным распределением количества дипломов 1:2:3.
8. Дешифруются работы после их полной проверки, при условии наличия всех подписей членов комиссии и председателя жюри; баллы за каждый уровень заданий переносятся в протоколы; протоколы подписывают председатель жюри, секретарь жюри и члены жюри (не менее двух в каждой параллели).
9. Протоколы жюри по предмету, рейтинг победителей и рейтинг призёров публикуются организатором соответствующего этапа олимпиады на его официальном сайте / блоге в сети «Интернет».
Участник олимпиады имеет право подать заявление в апелляционную комиссию в течение трёх рабочих дней с момента официального оглашения результатов Олимпиады. Предметом апелляции может быть только объективность оценивания заданий. По вопросам содержания и формы заданий олимпиады, критериев оценивания апелляции не принимаются и не рассматриваются! Заявление в произвольной форме подаётся на имя председателя апелляционной комиссии. В заявлении учащийся должен указать причину апелляции и конкретный вопрос, который является предметом апелляции. Заявления от других лиц, в том числе от близких родственников и учителей, не принимаются и не рассматриваются! Участник олимпиады имеет право ознакомиться со своей работой в присутствии представителей жюри и оргкомитета. Во время ознакомления с работой запрещается делать пометки, записи, исправления в проверенной работе, выносить её из комнаты, где проводится апелляция.
Подчёркиваем, что участниками данной процедуры являются только апеллянт и члены апелляционной комиссии. Другие лица, в том числе близкие родственники и учителя, не могут принимать участия в апелляции.
10. Отчёты о проведении соответствующего этапа олимпиады по русскому языку с указанием количества участников по классам, протоколы результатов олимпиады (Приложение 1) и заявки от каждого города (района), общеобразовательных организаций, подведомственных Министерству образования и науки Донецкой Народной Республики и другим Министерствам, на участие в заключительном этапе просим прислать в оргкомитет заключительного этапа на электронный адрес olimpiada.don@gmail.com (центр анализа и методического сопровождения среднего общего образования ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО») и rusolimp2015@gmail.com (отдел русского языка и литературы ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО») (в формате word). После указанного срока заявки приниматься не будут.
11. Вместе с заявками и отчётами (в бумажном виде) необходимо предоставить в отдел русского языка и литературы (ул. Артёма, 129А, каб. 401) работы победителей и призёров (но не менее 1 лучшей работы в параллели).
12. Участники олимпиады будут выполнять задания четырёх уровней сложности на проверку уровня письменной (I-III уровни) и устной (IV уровень) речи.
В первом уровне учащимся будут предложены задания из разных разделов языкознания (фонетики, лексики, фразеологии, словообразования, орфографии, морфологии, синтаксиса и пунктуации, стилистики и культуры речи) на проверку уровня лингвистической подготовки школьников.
Первое задание второго уровня – решение лингвистической задачи. С образцами таких задач и их решением можно ознакомиться на сайте отдела русского языка и литературы http://kabruss.blogspot.com (страницы «Олимпиады» и «Для юных филологов»), а также в пакетах заданий для участников олимпиад прошлых лет (2014-2019 гг.).
Второе задание второго уровня – комплексная работа с текстом художественного, научного или публицистического стиля.
Третий уровень – творческое задание. Школьникам будет предложено написать сочинение (например, в жанре эссе) на одну из предложенных тем, в том числе лингвистическую, а также нравственно-этического содержания. В ходе написания творческой работы юные филологи должны продемонстрировать не только знание темы, умение рассуждать, аргументированно обосновывать свою точку зрения, но и показать свой круг чтения, уровень образованности и общей культуры. Объём сочинения – от 0,5 стр. в 7 классе, от 0,75 в 8 классе, от 1стр. в 9 классе, от 1,25 в 10 классе, от 1,5 в 11 классе.
Рекомендуем участникам сначала внимательно прочитать формулировку темы. Обязательно нужно составить план работы (устно или на черновике): определить проблему, обозначить свою позицию, аргументировать её, сформировать выводы. Примеры из художественных произведений должны иллюстрировать мысли учащихся, делая их образными и убедительными. В выводах обязательно должно содержаться сравнение главной мысли с тем, что было заложено в формулировке темы. Следует проверить работу на грамотность.
Четвёртый уровень – устная речь: конкурс ораторского мастерства (длительность устного выступления – от одной до трёх минут). Круг тем этого тура – вопросы нравственно-этических норм, духовно-эстетические проблемы, слово, язык, книга, чтение…и т. д.
При подготовке к этому виду соревнований рекомендуем ознакомиться с алгоритмом устного выступления: представление, указание названия темы выступления, формулировка цели выступления, изложение содержания по чёткой структуре и с учётом хронометража. Не следует забывать о лингвистической культуре и мастерстве речи, а также о контакте оратора и аудитории (без излишней театрализации).
С Программой подготовки к участию в Республиканской олимпиаде обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по русскому языку можно ознакомиться на сайте отдела русского языка и литературы http://kabruss.blogspot.com на странице «Олимпиады».
13. Учащиеся 7-11-х классов, выполняя задания, должны показать:
ü лингвистические знания;
ü лексико-грамматические знания;
ü орфографическую и пунктуационную грамотность, культуру речи;
ü умение создавать собственные (оригинальные и грамотные) тексты;
ü уровень владения универсальными учебными действиями;
ü уровень метапредметных знаний, умений и навыков;
ü ораторские умения и навыки, уровень риторической культуры.
14. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Общее (максимальное) количество баллов – 100.
1-й уровень: 4-6 заданий – 30 баллов.
2-й уровень: два задания – 30 баллов.
3-й уровень: одно задание – 30 баллов (15 баллов – содержание, 15 баллов – языковое оформление).
4-й уровень: устная речь (ораторское выступление) – 10 баллов.
15. В каждом задании первого и второго уровней снижается общий балл на 1-2 (в зависимости от количества ошибок), если в работе допущены орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические и др. виды ошибок.
Содержание творческой работы
| ||
Соответствие теме, стилю, жанру
|
Работа соответствует предложенной теме, выбранному стилю и жанру
|
5
|
Композиционная оформленность
|
Работа характеризуется композиционной оформленностью: наличием вступления, основной части и заключения. Работа характеризуется композиционной стройностью, логичностью, ясностью изложения
|
2
|
Полнота раскрытия
|
Работа характеризуется полнотой раскрытия темы: вводится 3-4 микротемы, используется 2-3 примера, в том числе один из художественной литературы
|
3
|
Максимальное количество баллов за содержание
|
10
| |
Речевое оформление творческой работы
| ||
Смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения
|
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения, отсутствием логических ошибок, правильным абзацным членением текста
|
3
|
Точность и выразительность речи
|
Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи
|
2
|
Максимальное количество баллов за речевое оформление
|
5
| |
Грамотность
| ||
Соблюдение орфографических норм
|
В работе нет орфографических ошибок
|
5
|
Соблюдение пунктуационных норм
|
В работе нет пунктуационных ошибок
|
5
|
Соблюдение языковых норм
|
В работе нет грамматических ошибок
|
3
|
Соблюдение речевых норм
|
В работе нет ошибок в речи
|
2
|
Максимальное количество балов за грамотность
|
15
| |
Максимальное количество балов за творческую работу
|
30
|
16. Текст ораторского выступления должен быть заслушан очно. Продолжительность выступлений: в 7-8 классах – 1 минута, в 9-х – до 2-х минут, в 10-11-х классах – до 3-х минут. Оцениваются остроумие, благозвучие, оригинальность, эмоциональность, выразительность речи, заинтересованность в теме, убедительность и другие возможные достоинства выступлений юных риторов (например, умение мобилизовать волю, увлечь слушателей, яркость речи, вдохновенность ритора). Хороший ритор — это человек, защищающий свою точку зрения эффективно и убедительно, решительно и ответственно.
Критерии оценивания ораторского выступления (4-й уровень):
Содержание ораторского выступления
|
Кол-во баллов
| |
Соответствие теме, стилю, жанру
|
Выступление соответствует предложенной теме, выбранному стилю и жанру
|
2
|
Логико-композиционная организация: целостность представленной композиции, информационная насыщенность
|
Выступление характеризуется композиционной оформленностью (построение текста, расположение и соотношение его составных частей текста – вступления, основной части и заключения – обусловлено её содержанием, проблематикой, жанром и назначением), структурированностью и логичностью
|
1,5
|
Полнота раскрытия, цельность, доказательность, глубина основной мысли
|
Выступление характеризуется полнотой раскрытия темы, оригинальностью идей, выводов, оценок основная мысль носит концептуальный характер (отражает систему взглядов выступающего), отличается новизной и оригинальностью (в ней есть интересные повороты)
|
1,5
|
Максимальное количество баллов за содержание
|
5
| |
Коммуникативные качества речи
| ||
Смысловая цельность, речевая связность, логическая последовательность изложения
|
Выступление характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения, отсутствием логических ошибок, правильным абзацным членением текста
|
1,5
|
Точность, богатство и выразительность речи соблюдение норм современного русского языка, правильность, чистота
|
Выступление характеризуется точностью выражения мысли, уместным использованием средств художественной выразительности, элементами художественного мастерства, разнообразием грамматического строя речи
|
1
|
Максимальное количество баллов за коммуникативные качества речи
|
2,5
| |
Артистизм, речевое мастерство
| ||
Пафосность высказывания
|
Наличие ярких, нестандартных выразительных средств языка (метафор, эпитетов, риторических вопросов и т.д.); умение варьировать силу и тембральную окраску голоса; наличие сильного эмоционального начала и сильного логического конца
|
1,5
|
Личностный аспект
|
Выступающий ярко афиширует свои духовные ценности; демонстрирует адресность своего высказывания
|
1
|
Максимальное количество баллов за артистизм, речевое мастерство
|
2,5
| |
Максимальное количество баллов за ораторское выступление
|
10
|
17. С целью организации качественной подготовки школьников к участию в Республиканской олимпиаде по русскому языку рекомендуем использовать образцы заданий разного формата, размещённые на сайте отдела русского языка и литературы ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» http://kabruss.blogspot.com/ в разделах «Олимпиады», «Для юных филологов», «Русский язык». С решением лингвистических задач можно ознакомиться по ссылке http://kabruss.blogspot.com/2015/05/blog-post_52.html#more
18. Титульная страница тетрадей или листов, заранее проштампованных, подписываются следующим образом:
(ШТАМП)
Дата проведения
09 ноября 2019 г.
Работа
участника(цы) муниципального/межлицейского этапа
Республиканской предметной олимпиады учащихся
по русскому языку
_______________________________,
(ФИО участника в родительном падеже)
учащегося(йся) ____ класса
______________________________
(полное название общеобразовательной организации
в родительном падеже)
Учитель ______________________________________(ФИО полностью)
(на последней строке)
19. С целью мотивации участия в Республиканской олимпиаде обучающихся общеобразовательных организаций ДНР по русскому языку рекомендуем по желанию школьников выставить отметки за выполнение олимпиадных заданий в журнал.
Примерная сетка перевода баллов в отметки по 5-балльной шкале:
Количество баллов, полученных за выполненную работу
|
Отметка
|
Вербальная оценка
|
100 – 70 баллов
|
5
|
отлично
|
69 – 50 баллов
|
4
|
хорошо
|
20. После предоставления всех работ победителей муниципального/межлицейского этапа, проведения апелляций с целью самопроверки и самооценки, а также составления дорожных карт, индивидуальных образовательных маршрутов и программ самообразования на сайте ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования» http://www.donippo.org/ и сайте отдела русского языка и литературы http://kabruss.blogspot.com/ в разделе «Олимпиады» будут размещены эталоны ответов и ключи к заданиям муниципального/межлицейского этапа Республиканской предметной олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по русскому языку.
21. Межлицейский этап Республиканской олимпиады будет проходить на базе ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования» (г. Донецк, ул. Артёма, 129 А, аудитории №№ 109 – 11 класс, 110 – 10 класс, 311 – 9 класс, 413 – 8 класс, 7 класс).
22. В течение 09 ноября т.г. отдел русского языка и литературы ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» (rusolimp2015@gmail.com) принимает краткую информацию о том, как прошла олимпиада в городах и районах, и 1 фотографию или коллаж. Информация будет размещена на сайте отдела, а также станет частью обобщённого материала для сайта ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» и сайта Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.
23. Консультации можно получить по номеру телефона +071-3064224 – Мельникова Лариса Васильевна, заведующий отделом русского языка и литературы ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО».
Приложение 1
Протокол проверки работ участников муниципального/межлицейского этапа
Республиканской предметной олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций
Донецкой Народной Республики по русскому языку в 2019 – 2020 учебном году
Класс ________________
| |||||||||||||||||||
№ п/п
|
Фамилия, имя, отчество учащегося (полностью)
|
Учитель
(ФИО полностью)
|
Название общеобразовательной организации
(полное)
|
Задание
|
Всего баллов
|
Диплом
| |||||||||||||
Письменный тур
|
Устный тур
| ||||||||||||||||||
I-й
уровень
|
II-й
уровень
|
III-й уровень
|
IV-й уровень
| ||||||||||||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
С
|
7
|
8
|
С
|
9
|
10 (ОМ)
| ||||||||
1
| |||||||||||||||||||
2
| |||||||||||||||||||
3
| |||||||||||||||||||
4
| |||||||||||||||||||
5
| |||||||||||||||||||
6
| |||||||||||||||||||
7
| |||||||||||||||||||
8
| |||||||||||||||||||
9
| |||||||||||||||||||
10
| |||||||||||||||||||
11
| |||||||||||||||||||
12
| |||||||||||||||||||
13
| |||||||||||||||||||
14
| |||||||||||||||||||
15
| |||||||||||||||||||
Председатель жюри __________________________ (инициалы, фамилия)
Члены жюри: __________________________ (инициалы, фамилия)
__________________________ (инициалы, фамилия)
__________________________ (инициалы, фамилия)
__________________________ (инициалы, фамилия)
Ответственный за проведение олимпиады _____________ (ФИО полностью), должность, контактный номер тел., электронный адрес
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.