вторник, 22 мая 2018 г.

О преподавании русского языка в связи с подготовкой учащихся к ГИА

О преподавании русского языка в связи с подготовкой учащихся к ГИА по русскому языку за курс основной школы (в новой форме)
На современном этапе развития российской системы образования происходит новое осмысление функций учебного предмета "Русский язык" как в системе в целом, так и в отношении филологического и собственно лингвистического образования, в частности.
Переосмысляется уже сложившаяся система целей преподавания русского языка в связи с новыми потребностями общества. Введение в качестве цели обучения определенного комплекса знаний и умений, формирование тех или иных компетенций, выделение ведущих для родного языка видов компетенции (коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой) – это попытка реализовать деятельностный подход в обучении родному языку, ориентированный на развитие всех сторон личности школьника, а также на формирование важнейшей для человека способности и готовности к дальнейшему саморазвитию.
Девятый класс можно рассматривать как определенный рубеж в изучении курса русского языка. Объем знаний, круг умений, которыми должны владеть девятиклассники, зафиксирован в соответствующих нормативных документах.
В одобренных Правительством Российской Федерации приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации отмечается, что необходимо "сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ". Государственная итоговая аттестация девятиклассников включена в общероссийскую систему оценки качества образования. Итоговая аттестация с помощью КИМов проверяет, в какой степени выполняются (вне зависимости от используемых учебников, возможностей школы и т.п.) требования, определенные нормативными документами.

С версией экзаменационной работы для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов образовательных учреждений 2013 года (в новой форме) можно будет познакомиться на сайте 
www.fipi.ru . Также на сайте www.fipi.ru будет традиционно размещено Методическое письмо "Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2012 году в преподавании русского языка в образовательных учреждениях", в котором будут детально проанализированы результаты экзамена 2012 года. В подобном Письме обычно отмечается, что анализ экзаменационных работ выявил некоторые проблемы.

Остановимся на проблемах, которые связаны с недостаточной сформированностью комплекса умений, проверяемых при написании сжатого изложения. Это объясняется периферийным положением, которое занимает работа по обучению сжатому изложению в школе. Между тем именно в 8-9 классах освоение умения обрабатывать информацию, воспринятую на слух, становится насущной необходимостью, поскольку готовит детей к дальнейшей учебной деятельности. Обучение учащихся приемам и способам переработки текстовой информации, демонстрация механизмов сжатия конкретных текстов согласуются с требованием осуществлять коммуникативно-деятельностный и практико-ориентированный подход. Восприятие текста на слух требует определенных аналитических навыков, в частности, узнавания в тексте так называемых смысловых маркеров – слов и выражений, отмечающих ключевые моменты содержания и передающих главную информацию.

Недостаточная сформированность таких навыков влечет за собой стремление девятиклассников уйти от выполнения поставленной в задании С1 задачи, опереться в своей работе на репродуктивные умения и память. Отсюда тяготение к подробному изложению, не требующему анализа содержания исходного текста: во многих работах ежегодно демонстрируется незначительное сжатие информации прослушанного текста, касающееся всего одной микротемы.

С другой стороны, недостаточная сформированность аналитических умений при слушании приводит к тому или иному искажению содержания прослушанного текста. Чаще всего экзаменуемые пропускают одну из его микротем, реже допускают расширение информации исходного текста за счет прибавления не содержащейся в нем микротемы, которая может быть как связана, так и не связана по смыслу с исходным текстом.

Все это выявляет проблему адекватности восприятия текста на слух – проблему как предметного, так и общеучебного характера, которая требует пристального внимания. Судя по экзаменационным работам, девятиклассники не всегда представляют себе критерии выделения главной и второстепенной информации текста. Именно поэтому сокращения, которые они производят в исходном тексте, часто носят случайный, субъективный характер. Необходимо прежде всего научить школьников определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения слова, анализировать их структурно-смысловые связи.

Следует отрабатывать у учащихся умение членить текст на смысловые части, то есть определять не только его главную тему, но и микротемы. Нужно объяснить ученикам, какая информация текста является главной, а какая – второстепенной, и добиваться того, чтобы ученики научились распознавать ее на слух. Наконец, чтобы успешно справиться с задачей, ученики должны овладеть основными приемами сжатия текста. Кроме того, анализ экзаменационных работ показывает, что при работе над сжатым изложением необходимо уделять внимание тому, чтобы у учеников в результате сжатия исходного текста получился не его более или менее удачный тезисный план или конспект, а связный, логичный текст, обладающий всеми признаками текста. Сжимая прослушанный текст, экзаменуемый создает на его основе собственный, который, как и любой другой, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. При этом изложение должно сохранять логику исходного текста. Следует, основываясь на работе с текстом, сформировать у учащихся представление о том, что сжатое изложение – это такая форма обработки информации исходного текста, при которой возникает новый текст, воспроизводящий основное содержание, композиционно-логическую структуру, а также тип речи и, по возможности, стиль речи оригинала.

Экзаменационные работы свидетельствуют также о том, что у многих девятиклассников недостаточно сформировано умение письменно передавать обработанную информацию. Как известно, это умение предполагает прежде всего правильный выбор слов для передачи содержания, затем – представление о нормах лексической, грамматической и стилистической сочетаемости этих слов, потом – владение синтаксисом предложения, наконец – владение комплексом умений, связанных с формированием текста. Таким образом, выбор слов и правильность их сочетаний – это основа всякой речи, в том числе и письменной.

Однако анализ экзаменационных работ говорит о том, что именно в этом большая часть выпускников испытывает затруднения. Результаты экзамена выявили серьезную проблему, стоящую перед основной школой, - проблему организации планомерной и постоянной работы над освоением учениками лексического богатства русского языка. Освоение лексики может быть по-настоящему эффективным только в том случае, если оно проводится на основе текста. Лексическая работа чрезвычайно важна как при обучении восприятию текста, так и при формировании продуктивных умений.

В целом решение проблем следует искать в использовании новых форм преподавания и методик, связанных с комплексной работой с текстом, а также в увеличении доли работы по обучению сжатому изложению и сочинению на основе текста при прохождении курса. В части 2 проверялись умения, связанные с восприятием содержания прочитанного текста (задания с выбором ответа – А), а также с анализом языковых особенностей этого текста (задания с кратким ответом – В). Наименее успешно выполнялось учениками задание на опознавание средств выразительности русской речи.

Важному элементу содержательного анализа текста – опознаванию средств выразительности русской речи – всегда уделялось в основной школе недостаточно внимания. Между тем без умения уверенно опознавать в тексте средства выразительности невозможно в полной мере овладеть методами и приемами содержательного анализа текста. Обучать опознаванию средств выразительности речи и их функциям в тексте необходимо еще и в расчете на перспективу сдачи экзамена в 11 классе.

Среди заданий группы В наименее успешно выполнялись экзаменуемыми задания на проверку умения опознавать знаки препинания в сложноподчиненном предложении и в простом осложненном предложении; на выявление знания грамматической основы предложения. Часть 3 экзаменационной работы содержала два альтернативных творческих задания (С2.1 и С2.2), из которых выпускник должен был выбрать одно. Полученные статистические данные позволяют говорить о том, что в целом выпускники показали невысокий уровень владения письменной речью. Особую трудность для девятиклассников при создании сочинения-рассуждения представляет аргументация их собственных умозаключений и выводов. Таким образом, анализ результатов государственной итоговой аттестации по русскому языку в новой форме 2012 года позволяет дать некоторые общие рекомендации по совершенствованию процесса преподавания русского языка.

Первостепенной проблемой методики преподавания русского языка в основной школе остается проблема соединения изучения необходимых теоретических основ предмета с формированием устойчивых практических умений и навыков на их основе. Аналитическая учебная деятельность при изучении любого языкового явления должна опираться на его семантическую характеристику и функциональные особенности, закладывая тем самым основы для прагматической синтетической речевой деятельности учащихся на русском (родном) языке. Актуальной проблемой для современной методики преподавания русского языка является проблема развития всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

При обучении пониманию прослушанного или прочитанного текста необходимо опираться на приемы и методы медленного чтения, а также содержательного и текстоведческого анализа. Развитию чувства языка способствуют приемы редактирования текста. Жизненно востребованными умениями в современном мире являются умения, связанные с информационной обработкой текста. Формированию комплекса этих умений на основе работы с текстом необходимо уделять серьезное внимание, используя методы внутрипредметной интеграции. Обучение свертыванию и развертыванию информации небольшого объема (конспектированию, реферированию, составлению планов и отзывов, подготовке докладов и пр.) должно стать постоянным видом работы в основной школе. Проблема повышения уровня орфографической грамотности на современном этапе не может быть решена в отрыве от освоения таких разделов русского языка, как морфемика, словообразование и лексика.

Проводя комплексную работу в этом направлении, необходимо использовать не информирующие принципы преподавания, а коммуникативно-деятельностный и практико-ориентированный подходы к обучению, позволяющие сделать процесс обучения активным и осознанным. С использованием этих же подходов следует решать также проблему повышения уровня пунктуационной грамотности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.