Методический лекторий: смысловое чтение
Смысловое чтение
В современном обществе дети неохотно и мало читают. Почему так происходит ? Существует ряд причин, в том числе и социальных: общий спад интереса к чтению, обилие источников информации помимо чтения и т.д. Однако главной причиной такого явления всё-таки следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.
Актуальность темы подтверждают результаты диагностики, проведенной в 5 классе школы. Только 50% обучающихся смогли выполнить задания первых двух уровней грамотности, т.е. найти главную мысль, выделить составные части текста. Остальные допустили ошибки.
Администрацией школы проводятся срезы техники чтения в начальной и основной школе, которые, к сожалению, показывают не высокие результаты.
Таким образом, констатируется низкий уровень читательской грамотности и необходимость обучения детей смысловому чтению.
Исходя из этой проблемы, целью программы является формирование навыка грамотного смыслового чтения через решение практических задач при работе с текстом различного содержания.
Задачи программы:
- формирование умения вести диалог с текстом через постановку вопросов;
- формирование выделять главную мысль в тексте;
- развитие воображения (умения прогнозировать);
- формирование приемов понимания текста (приемы составления плана, тезиса, конспекта, схем и таблиц).
В концепции универсальных учебных действий (авторов Асмолова А.Г., Бурменской Г.В., Володарской И.А. и др.), наряду со многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения. Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Процесс чтения рассматривали многие ученые Ф. Смит, Н.Н. Светловская, В.М. Филатов, З.И. Клычникова, И.А. Зимняя, по общему мнению, работа с текстом начинается еще до его чтения, разворачивается по ходу чтения и продолжается в размышлениях о прочитанном.
С точки зрения лингвистики (теория лингвиста И.Р. Гальперина) понимание текста – это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.
Фактуальную информацию составляет описание событий, героев, места и времени действия и т.д.
Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах. Она содержится в текстовых «скважинах» (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющиеся знания, опыт), в словах-образах (художественных средствах) и т.д.
Под концептуальной информацией понимается система взглядов, мыслей и чувств автора, которые он отражает в тексте, рассчитывая на ее восприятие читателем.
Грамотность чтения - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний типов текстов.
Понятие «текст» следует трактовать широко. Он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков.
Тексты принято делить на сплошные (без визуальных изображений) и несплошные (с визуальными изображениями).
Типы сплошных текстов:
- описание (художественное и техническое);
- повествование (рассказ, отчет, репортаж);
- объяснение (рассуждение, интерпретация);
- аргументация (научный комментарий, обоснование);
- инструкция (указание к выполнению работы, правила и т.д.).
К несплошным текста можно отнести:
- формы (анкеты и др.);
- информационные листы (расписание и др.);
- таблицы и графики;
- диаграммы;
- таблицы;
- списки;
- карты.
Ученик должен научиться:
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
— выделять не только главную, но и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— составлять план, тезис, конспект, схему, таблицу;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.
Первое направление работы учителя - обучение таким приемам работы, чтобы научиться вести диалог с текстом. Диалог с текстом подразумевает полное понимание содержания, т.е. понимание и концептуальной, и подтекстовой, и фактуальной информации.
Второе направление - работа, оринтированная на обучние пониманию структуры научного и публицистического текста, на развитие умения работать с информацией в тексте: выделять части и связи между ними, интерпретировать информацию.
Содержание дорожной карты:
Раздел 1. Приемы диалога с текстом.
- Слово.
- Заголовок и эпиграф.
- Прогнозирование.
- Вопрос к тексту.
- Выделение главной мысли.
- Воображение.
Раздел 2. Приемы работы с научно-публицистическим текстом.
- План.
- Тезисы.
- Конспект.
- Пересказ.
- Графическое моделирование структуры текста.
- Защита проекта.
- Приемы диалога с текстом.
- Слово.
Первая ступень к пониманию текста – это понимание каждого слова, словосочетания. Незнание слова ведет к потере смысла текста или к обеднению его. Ребенок привыкает пропускать незнакомые слова, возникает иллюзия понимания текста. Рассуждения ребенка заключается в том, что «Ничего страшного не произойдет, если я в большом тексте не знаю пару слов». В результате такого схоластического подхода к тексту теряются тонкие эмоциональные связи между автором текста и читателем. Читатель-ребенок не видит все содержание текста, не может зачастую выделить главное, пересказать содержание.
Задания, направленные на работу со словом состоят из разбора состава слова, выявления значения слов, из умения предугадывать грамматическую конструкцию предложения или даже текста.
Задания.
- Заполнить в тексте пробелы (пропущенные слова).
- Найти значения слова.
- Найти в тексте слова в переносном смысле.
- Определить степень уверенности автора текста.
- Найти тексты-каламбуры (шутки).
- Восстановить обрывки фраз (например, в документе).
- Написать маленькие рассказы из предложений.
- Подобрать как можно больше однокоренных слов.
Что отрабатыватся? Умение объяснять значение слов, безошибочное выполнение задания, умение выстраивать рассказ, объясняя логику изложения.
- Заголовок и эпиграф.
Думающий читатель, беря в руки книгу, ищет ответ на вопрос «Для чего написан текст?». Знакомство начинается с заголовка и эпиграфа. Они связаны с идеей автора, подготавливают читателя в осознанию текста, это самые первые прочитанные слова . Пусть ребенок сам почувствует как это важно – правильно придумать заголовок. Важно научить ребенка умению анализировать заголовки к тексту. Заголовки бывает разными: сжатая главная идея, вопрос, странное слово, ирония, противопоставления и т.д.
Эпиграф – маленькие тексты с огромной смысловой нагрузкой. Работа с эпиграфом – это верное средство для понимания текста. Формирование умения ребенка подбирать эпиграф, анализировать его – важная составляющая работы над текстом.
Задания.
- Подобрать заголовки так, чтобы они выражали … (например, эмоциональное состояние автора, героя).
- Найти произведения с эпиграфами и объяснить смысл.
- Определить по заголовку жанр произведений.
Что отрабатыватся? Адекватность подбора заголовка, умение адекватно интерпретировать смысл эпиграфа, умение выделять и определять основную идею текста, умение аргументировать свой выбор.
- Прогнозирование.
Вероятностное прогнозирование – это способность человека подготавливаться к действиям в ситуации, которую он предвидит. Понимание текста зависит от той установки (ожидания), которую читатель прогнозировал. Чтобы установка не мешала чтению, необходимо обсуждать с детьми различные варианты прогноза на развивающиеся события в тексте. Смысловой и эмоциональный настрой читателя важен при работе с текстом. Все этапы - возникновение вопроса, прогнозирование, ожидания, самоконтроль – и есть диалог читателя с текстом. Важно объяснить ребенку все этапы и научить диалогу с текстом. Это приводит к осознанному чтению. Осознанное чтение подразумевает поиск причин, связей, сравнений, т.е. аналитических умственных операций. Для выявления причинно-следственных связей ребенка надо учить задавать вопросы и искать ответы. Следующий шаг искать сходства и различия.
Первый блок заданий на прогнозирование.
- Дописать словосочетания.
- Вставить пропущенные строчки.
- Составить пословицы из частей.
- Соединить текст по принципу сходства и противоположности.
- Придумать окончание истории.
- Собрать тексты (предложения, абзац, текст).
Что отрабатывается? Умение прогнозировать развитие сюжета в художественном тексте, умение предвосхищать о чем пойдет речь и что будет сказано дальше в тексте, умение выделять фрагменты текста и определять связь между ними, умение аргументировать свой выбор.
- Работа с вопросами.
Задающий вопросы ребенок – это думающий ребенок. Вопросы побуждают к знанию, умению и творчеству. Диалог с текстом, понимания текста невозможно без вопросов. В работе с вопросами часто используется классификация Б. Блума, в которой выделяют шесть типов вопросов:
- Простые вопросы. Отвечая на них нужно вспомнить какие-то факты, воспроизвести информацию.
- Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «Если я правильно понял, то…?», «То есть речь идет о…?»
- Объясняющие вопросы. Начинаются со слов «Почему?». Такие вопросы восстанавливают причинно-следственные связи.
- Творческие вопросы с частичкой «бы». В его формулировке есть элемент условности, предположения, прогноза, фантазии: «Как выдумаете, как будут развиваться события дальше?»
- Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?»
- Практические вопросы. Устанавливают взаимосвязь между теорией и практикой: «Как бы вы поступили на месте героя?».
Задания.
- Вопросы на воспроизведение текста.
- Самостоятельная постановка вопроса.
- Задания, стимулирующие возникновение вопросов.
- Самостоятельное выявление скрытых вопросов и ответов.
Что отрабатывается? Умение задавать точные и оригинальные вопросы, задавать вопросы о причинах и следствиях, о возможности и целесообразности подходов в решению проблем, умение выделять то, о чем говорится в тексте и что говорится в тексте (субъект и объект).
- Выделение главной мысли.
Выделение главной мысли – это осознанный, выраженный словами (одним или несколькими предложениями) общий смысл текста. Для школьников такая задача самая сложная. Порой текст требует абстрагирования от конкретной ситуации, чего у многих детей не получается. Часто в тексте скрыты не один, а несколько смыслов. Поэтому необходимо соблюдать некоторые условия при выделении главного в тексте. Первое. Ребенок должен знать о поставленной цели. Задавать вопросы «Что главное в тексте?», «Что самое важное?», «Что хотел сказать автор?», «Для чего написан текст?». Второе. Вычерпать все возможные смыслы из каждого предложение, из каждого абзаца и более крупных смысловых единиц. Третье. Постоянно вести диалог с текстом: задавать вопросы, прогнозировать, контролировать свою работу.
Задания.
- Найти слова, выражающие главную мысль.
- Вывести главную мысль из содержания своими словами.
- Выразить содержание одним-двумя предложениями.
- Объяснить смысл пословиц, сказки.
- Сравнить пословицы разных народов.
Что отрабатывается? Умение находить и вербально определять основную идею текста, умение выделять смысл пословиц, умение аргументировать свой выбор.
- Воображение.
Воображение – существенный эмоциональный компонент чтения. Человек создает образ, представляет себе нечто реальное или нереальное. Через образы легче понимается текст. Задания не ставят целью научить воображению. Но активизировать воображение, привить желание создавать образы, искать иллюстрации, картины, создавать схемы, активно создавать и пользоваться таблицами – это реальная задача при работе с текстом.
Задания.
- Сочинение историй, сказок.
- Описать словами, изобразить небольшой текст, прочитанный учителем.
- Описать словами, изобразить текст, где есть что представить и то, что представит нельзя.
- Тексты на ассоциации.
Что отрабатывается? Умение понимать основную мысль текста, умение прогнозировать развитие событий, умение интерпретировать текст, умение составлять оригинальные тексты.
- Приемы работы с научно-популярным текстом.
Текст состоит из предложений, часто собранных в абзац. Связь предложений может быть последовательной, параллельной или ассоциативной. В тексте есть лексические, морфологические и синтаксические средства связи. Они изучаются на уроках русского языка. В данном разделе важно научить детей искать информацию в тексте. Информация в тексте неодинакова по значимости и способу выражения. По значимости выделяют основную и дополнительную информацию, а по способу выражения – явной (прямой) и скрытой (подтекстовой). Как правило в официально-деловых, научных и публицистических текстах информация высказана прямо, позиция автора четкая. А в художественных произведениях есть подтекст. В работе с абзацем следуем помнить, что первое предложение в абзаце как правило и есть основная фраза. А дальше идет разъяснение, комментарии к первой фразе.
Задания.
- Деление текста на абзацы.
- Поиск явной и скрытой информации в тексте (вопросы к тексту).
- Игровые ситуации направленные на поиск необходимой информации.
Что отрабатыватся? Умение выделить абзацы, ответить на вопросы к тексту, составление текста по разработанному алгоритму.
- План.
Составление плана помогает запоминанию, систематизации содержания, пониманию текста. План раскрывает структуру текста, а значит и помогает усвоить главное содержание. План может быть простым и сложным. Последний содержит детализацию нескольких пунктов. При обучении составлению плана можно использовать следующую последовательность действий.
- Прочитай текст,
- выдели существенные мысли,
- проверь, как они соотносятся между собой,
- выдели главную мысль,
- раздели текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей,
- по количеству главных мыслей определи количество пунктов плана,
- сформулируй главные мысли кратко,
- озаглавь каждую часть,
- прочитай текст повторно, проверь, не пропущено ли что-то.
Требования к плану:
- В пунктах плана должно быть понятно о ком или о чем и что говориться,
- Пункты плана должны быть краткими,
- Пункты плана должны быть связаны между собой.
Задания.
- Детализировать пункты плана.
- Собрать рассыпанный план.
- Составить простой и сложный план своей проектной работы.
Что отрабатыватся? Умение составлять простой план, выделять главное в тексте, кратко формулирует (умение правильно и точно подобрать слова) заголовок пункта, умение объяснять связи между пунктами.
- Тезисы.
Это краткая запись содержания научного исследования в виде основных положений, сформулированных в сжатом виде.
Виды:
- Простые (часто из цитат, выдержек текста),
- Основные (формулируются самостоятельно),
- Сложные (из простых и основных).
Структура тезисов: вступление (тезис), основная часть (аргументы), заключение (вывод).
Задания.
- По тексту составить тезисы.
- Составить тезисы для защиты своего проекта.
- Тезисный план «План – тезис».
Что отрабатыватся? Умение интерпретировать информацию в тексте, умение составлять сложные тезисы, выделение в готовых тезисах структурных частей.
Конспект.
Конспект – это краткая, систематизированная, логически связанная запись существенной информации. Существуют разные виды конспектов: плановый, текстуальный, тематический, свободный. Конспект как и другие способы обработки текста способствует запоминанию и пониманию текста. В основе конспектирования лежит выделение главного содержания текста – существенных мыслей. Этапы конспектирования: отбор существенной информации и ее сокращение; перевод текста на свой язык с сокращением; запись сжатого текста.
Задания.
- Выделить опорные слова в предложении.
- Составить опорную фразу к абзацу.
- Написать свободный диктант.
- Пересказать несколько раз текст с перерывами между пересказами (например, на следующий день).
Что отрабатыватся? Умение выделять ключевые слова и фразы, объяснять связь между частями текста, умение использовать правила сокращения текста.
Пересказ.
Требования к пересказу:
- Пересказу должно предшествовать составление плана.
- Нельзя пропускать существенное.
- Пересказ текста должен быть не дословным, а своими словами.
- Отдельные мысли должны быть связаны между собой.
- Пересказ должен быть понятен другому человеку.
Задания.
- Поиск синонимов.
- Из назывных и вопросительных предложений составить повествовательные.
- Сформулировать по тексту «О чем я буду говорить?»
Что отрабатыватся? Адекватность и точность воспроизведения текста, умение планировать свой пересказ, умение проводить проверку своего пересказа.
Графическое моделирование структуры текста.
В современном мире информация все чаще представляется в виде графических форм: схемы, кластер, таблицы, графики, диаграммы, рисунки, карта. В данной программе предлагается научить ребенка преобразовывать текст в графическую форму. Во-первых, это наглядно показывает связь между элементами текста. Во-вторых, этот навык помогает выделять главное в содержании, анализировать текст, а в конечном итоге понимать. Умению графически моделировать текст обучаются на уроках информатики. Поэтому задания могут быть выполнены с использованием компьютерных программ.
Задания.
- Представить текст в виде схемы (выдели смысловые единицы, кратко сформулируй их, определи между ними с отношения и связи, изобрази графически).
- Составление таблиц: на сравнения, сводная таблица, таблица «знаю – хочу узнать – узнал» и т.д.
- По схеме, таблице составить текст.
- Составление диаграмм.
Что отрабатыватся? Умение отображать связи между элементами текста, составляет таблицы (диаграммы), интерпретирует графическую форму текста.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.