вторник, 20 марта 2018 г.

Методические рекомендации по подготовке методической разработки


Методические рекомендации по подготовке методической разработки

Методическая разработка

Методическая разработка – это материалы,  представляющие опыт педагогической деятельности, который может быть использован в практической работе участниками образовательного процесса.
Методическая разработка позволяет педагогическим работникам осмыслить, обобщить и систематизировать свой опыт, представить свои предложения по совершенствованию образовательного процесса.
Одним из видов методической разработки является учебное издание, содержащее материалы в помощь организации образовательного процесса, сочетающее методические советы и рекомендации.

Учебные издания
* Учебное пособие: Учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник.
* Учебно-методическое пособие: Учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания.
* Учебное наглядное пособие: Учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию.
* Рабочая тетрадь: Учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе обучающегося  над освоением учебного предмета.
* Самоучитель: Учебное издание для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя..
* Практикум: Учебное издание, содержащее практические задания и упражнения,  способствующие усвоению пройденного.
* Учебная программа: Учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части.
* Учебный комплект: Набор учебных изданий, предназначенный для определенной степени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание.


Подготовка к написанию методической разработки
К методической разработке предъявляются определенные требования, поэтому, прежде чем приступить к написанию, необходимо:
Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.
Определить цель и задачи методической разработки.
Целью методической разработки может быть: разработка программ, методических рекомендаций, новых форм, методов образования.
Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.
Составить план и определить структуру методической разработки.
Определить направления предстоящей работы.
        
Требования, предъявляемые к методической разработке
1.       Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
2.       Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах преподавания учебного материала, применении современных технических и информационных средств обучения.
3.       Методическая разработка должна носить авторский характер.
4.       Авторские методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать исследуемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
5.       Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
6.       Язык методической разработки должен быть грамотным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.
7.       Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны быть четко обоснованы ссылками на свой педагогический опыт.
8.       Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления образовательного процесса.
9.       Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».
10.  Методическая разработка должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки-задания, планы уроков, инструкции по  проведению лабораторных работ, карточки-схемы, тесты и т.д.).


Структура методической разработки
1. Титульный лист. На титульном листе должны быть обозначены:
·     полное название органа управления образованием, в подчинении которого находится образовательная организация, методического центра (кабинета), образовательной организации;
·     тема методической разработки (с пометкой о виде методической продукции);
·     сведения об авторе (должность, место работы, фамилия, имя, отчество);
·     название города, год разработки.
2. Аннотация (3-4 предложения): кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна).
3. Содержание.
Введение (2-4страницы): обосновывается актуальность данной работы, определяются цель, задачи работы, теоретическая и практическая база, ожидаемые результаты, возможности практического использования предлагаемых материалов.
Основная часть (рекомендуемый объем основной части 15-20 страниц): по содержанию должна соответствовать теме, подчиняться основной цели и задачам. Автору необходимо дать научно-теоретическое обоснование темы и практическое обоснование материалов, предложенных в работе. Основная часть методической разработки должна содержать описание представленного опыта, сравнение старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность и т.д.).
Информация, размещенная в основной части, должна быть систематизированной, доказательной и практически направленной.
Основная часть методической разработки может разделяться на составные части – разделы и подразделы. Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами. Наименования разделов в тексте оформляют в виде заголовков.
Заголовок раздела набирается заглавными буквами, размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка пустой строкой.
Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце заголовков не ставят. Подчеркивать заголовки не следует. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа.
Заключение (2-3страницы): в заключении должна быть отражена результативность представленной разработки, ее практическая значимость, эффективность предлагаемой системы работы. Автор методической разработки должен соотнести полученные выводы с целями и задачами, поставленными во введении, соединить выводы в единое целое, дать собственную оценку проведенной им работы, рекомендации по практическому применению.

4. Приложения. Каждое приложение начинается с новой страницы. В правом верхнем углу пишется слово "Приложение". Приложение должно иметь тематический заголовок. Если в работе содержится несколько приложений, их последовательно нумеруют арабскими цифрами. Ссылки на приложения в текстовой части являются обязательными.
5. Словарь терминов.
     6. Список использованной литературы оформлять единым форматом оформления пристатейных библиографических ссылок в соответствии с ГОСТ Р 7.05-2008 «Библиографическая ссылка»
Примеры оформления ссылок и пристатейных списков литературы:
                                Статьи из журналов и сборников:
Адорно Т. В. К логике социальных наук // Вопр. философии. – 1992. – № 10. – С. 76-86.
Философия культуры и философия науки: проблемы и гипотезы : межвуз. сб. науч. тр. /Сарат. гос. ун-т; [под ред. С.Ф. Мартыновича]. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. – 199с.
                            Книги одного и нескольких авторов:
Тарасова В. И. Политическая история Латинской Америки : учеб.для вузов. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2006. – С. 305-412.
Обеспечение качества результатов химического анализа / П. Буйташ, Н. Кузьмин, Л. Лейстнер и др. – М.: Наука, 1993. – 165 с.
                                        Интернет-документы:
Официальные периодические издания : электронный путеводитель / Рос.нац. б-ка, Центр правовой информации. [СПб.], 20052007. URL: http://www.nlr.ru/lawcenter/izd/index.html (дата обращения: 18.01.2007).
Рынок тренингов Новосибирска: своя игра [Электронный ресурс]. –                                                                                   Режим доступа: http://nsk.adme.ru/news/2006/07/03/2121 .html (дата обращения: 17.10.08).

Общие требования к оформлению методической разработки
·          Методическая разработка предоставляется на бумажном носителе с приложением электронного варианта на CD-диске.
·          Сопроводительный лист к работе должен содержать точную информацию об авторе: фамилия, имя, отчество (полностью); место работы (наименование образовательного учреждения), должность; квалификационная категория; сведения о наличии ученой степени, звания; контактные телефоны.
·          Набор текста методической разработки: формат А4, ориентация – книжная, шрифт – Times New Roman, кегль (размер шрифта) – 14, интервал между строками одинарный, поля слева – 2,5 см, справа – 2 см, сверху и снизу – 2 см, абзац – 1,25 см, выравнивание – по ширине страницы без переносов.
·          Методическая разработка должна быть напечатана на одной стороне стандартного листа А4, на обороте титульного листа печатается аннотация.
·          Страницы считаются с титульного листа, но порядковый номер ставят со 2 страницы, на которой помещают содержание. Порядковый номер страницы ставится в середине верхнего или нижнего поля.
·          Методическая разработка может иметь приложения, в том числе – в электронном виде.
·          Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
·          Приложения имеют сквозную нумерацию страниц (например, если методическая разработка заканчивается 25 страницей, приложение начинается с 26 страницы).
·          Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках.
·          Список использованных источников должен содержать не менее 10 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.
*   Объем методической разработки не должен превышать 25 – 30 страниц,    список использованной литературы  10 – 15 источников.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.