Методические рекомендации по подготовке методической
разработки
Методическая
разработка
Методическая
разработка – это
материалы, представляющие опыт
педагогической деятельности, который может быть использован в практической
работе участниками образовательного процесса.
Методическая разработка позволяет
педагогическим работникам осмыслить, обобщить и систематизировать свой опыт,
представить свои предложения по совершенствованию образовательного процесса.
Одним из видов
методической разработки является учебное
издание, содержащее материалы в помощь организации образовательного процесса,
сочетающее методические советы и рекомендации.
Учебные
издания
* Учебное пособие: Учебное
издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник.
* Учебно-методическое
пособие: Учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания,
изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания.
* Учебное наглядное пособие:
Учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или
воспитанию.
* Рабочая тетрадь: Учебное
пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной
работе обучающегося над освоением
учебного предмета.
* Самоучитель: Учебное
издание для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя..
* Практикум: Учебное издание,
содержащее практические задания и упражнения,
способствующие усвоению пройденного.
* Учебная программа: Учебное
издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и
преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части.
* Учебный комплект: Набор
учебных изданий, предназначенный для определенной степени обучения и включающий
учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание.
Подготовка к
написанию методической разработки
К методической разработке предъявляются
определенные требования, поэтому, прежде чем приступить к написанию,
необходимо:
Тщательно
подойти к выбору темы разработки. Тема
должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен
быть накоплен определенный опыт.
Определить
цель и задачи методической
разработки.
Целью методической разработки может быть: разработка
программ, методических рекомендаций, новых форм, методов образования.
Внимательно
изучить литературу, методические
пособия, положительный опыт по выбранной теме.
Составить
план и определить структуру методической
разработки.
Определить
направления предстоящей работы.
Требования, предъявляемые к методической
разработке
1.
Содержание
методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
2.
Содержание методической
разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее
рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и
методических приемов, формах преподавания учебного материала, применении
современных технических и информационных средств обучения.
3.
Методическая
разработка должна носить авторский характер.
4.
Авторские
методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать
исследуемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в
общепедагогической литературе.
5.
Материал должен
быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
6.
Язык методической
разработки должен быть грамотным. Применяемая терминология должна
соответствовать педагогическому тезаурусу.
7.
Рекомендуемые
методы, методические приемы, формы и средства обучения должны быть четко
обоснованы ссылками на свой педагогический опыт.
8.
Методическая
разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия
осуществления образовательного процесса.
9.
Методическая разработка
должна раскрывать вопрос «Как учить».
10.
Методическая
разработка должна содержать конкретные материалы, которые может использовать
педагог в своей работе (карточки-задания, планы уроков, инструкции по проведению лабораторных работ, карточки-схемы,
тесты и т.д.).
Структура методической разработки
1. Титульный
лист.
На титульном листе должны
быть обозначены:
· полное название органа управления
образованием, в подчинении которого находится образовательная организация,
методического центра (кабинета), образовательной организации;
· тема методической разработки (с пометкой о
виде методической продукции);
· сведения об авторе (должность, место
работы, фамилия, имя, отчество);
· название города, год разработки.
2. Аннотация (3-4 предложения): кратко указывается, какой проблеме
посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть
полезна).
3. Содержание.
Введение (2-4страницы):
обосновывается актуальность данной работы, определяются цель, задачи работы,
теоретическая и практическая база, ожидаемые результаты, возможности
практического использования предлагаемых материалов.
Основная часть
(рекомендуемый объем основной части 15-20 страниц): по содержанию должна
соответствовать теме, подчиняться основной цели и задачам. Автору необходимо
дать научно-теоретическое обоснование темы и практическое обоснование
материалов, предложенных в работе. Основная часть методической разработки должна содержать
описание представленного опыта, сравнение старых и предлагаемых методов
решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность,
простота, наглядность и т.д.).
Информация,
размещенная в основной части, должна быть систематизированной, доказательной и
практически направленной.
Основная часть методической
разработки может разделяться на составные
части – разделы и подразделы. Им
присваиваются порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами. Наименования
разделов в тексте оформляют в виде заголовков.
Заголовок раздела набирается заглавными буквами, размещается по центру. Основной текст
отделяется от заголовка пустой строкой.
Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце заголовков не
ставят. Подчеркивать заголовки не следует. Каждый раздел рекомендуется начинать
с нового листа.
Заключение (2-3страницы):
в заключении должна быть отражена результативность представленной разработки, ее практическая
значимость, эффективность предлагаемой системы работы. Автор методической
разработки должен соотнести полученные выводы с целями и задачами,
поставленными во введении, соединить выводы в единое целое, дать собственную
оценку проведенной им работы, рекомендации по практическому применению.
4.
Приложения. Каждое приложение начинается
с новой страницы. В правом верхнем углу пишется слово "Приложение".
Приложение должно иметь тематический заголовок. Если в работе содержится
несколько приложений, их последовательно нумеруют арабскими цифрами. Ссылки на
приложения в текстовой части являются обязательными.
5. Словарь терминов.
6. Список использованной литературы оформлять единым форматом оформления пристатейных
библиографических ссылок в соответствии с ГОСТ Р 7.05-2008 «Библиографическая
ссылка»
Примеры оформления ссылок и пристатейных
списков литературы:
Статьи из
журналов и сборников:
Адорно Т. В. К
логике социальных наук // Вопр. философии. – 1992. – № 10. – С. 76-86.
Философия
культуры и философия науки: проблемы и гипотезы : межвуз. сб. науч. тр. /Сарат.
гос. ун-т; [под ред. С.Ф. Мартыновича]. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та,
1999. – 199с.
Книги одного и
нескольких авторов:
Тарасова В. И.
Политическая история Латинской Америки : учеб.для вузов. – 2-е изд. – М.:
Проспект, 2006. – С. 305-412.
Обеспечение
качества результатов химического анализа / П. Буйташ, Н. Кузьмин,
Л. Лейстнер и др. – М.: Наука, 1993. – 165 с.
Интернет-документы:
Официальные
периодические издания : электронный путеводитель / Рос.нац. б-ка, Центр
правовой информации. [СПб.], 20052007. URL:
http://www.nlr.ru/lawcenter/izd/index.html (дата обращения: 18.01.2007).
Рынок тренингов Новосибирска: своя
игра [Электронный ресурс]. –
Режим
доступа: http://nsk.adme.ru/news/2006/07/03/2121 .html (дата обращения:
17.10.08).
Общие требования к оформлению методической разработки
·
Методическая
разработка предоставляется на бумажном носителе с приложением электронного
варианта на CD-диске.
·
Сопроводительный
лист к работе должен содержать точную информацию об авторе: фамилия, имя,
отчество (полностью); место работы (наименование образовательного учреждения), должность;
квалификационная категория; сведения о наличии ученой степени, звания;
контактные телефоны.
·
Набор текста
методической разработки: формат А4, ориентация – книжная, шрифт – Times New Roman, кегль (размер шрифта) – 14,
интервал между строками одинарный, поля слева – 2,5 см , справа – 2 см , сверху и снизу – 2 см , абзац – 1,25 см , выравнивание – по
ширине страницы без переносов.
·
Методическая
разработка должна быть напечатана на одной стороне стандартного листа А4, на
обороте титульного листа печатается аннотация.
·
Страницы считаются с титульного листа, но порядковый номер ставят со 2 страницы, на которой помещают содержание.
Порядковый номер страницы ставится в
середине верхнего или нижнего поля.
·
Методическая
разработка может иметь приложения, в том числе – в электронном виде.
·
Объем приложений
не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте
обязательны).
·
Приложения имеют
сквозную нумерацию страниц (например, если методическая разработка заканчивается 25 страницей, приложение
начинается с 26 страницы).
·
Ссылки на
использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках.
·
Список
использованных источников должен содержать не менее 10 названий. Если
разработка носит только практический характер, не требующий теоретических
ссылок, то список использованных источников можно опустить.
* Объем методической разработки не должен
превышать 25 – 30 страниц, список
использованной литературы 10 – 15
источников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.