Ельникова И.
А.,
учитель
русского языка и литературы
МОУ «ЛИЦЕЙ
«СПЕКТР» Г. ТОРЕЗА»
Формирование
УУД на уроках русского языка и литературы
Специфика
современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. То,
что было новым сегодня, завтра неизбежно устаревает и ученик, одиннадцать
лет копивший огромный багаж знаний, сделав несколько самостоятельных шагов в
жизни, понимает, что этот багаж подобен бабушкиному сундуку, скорее
бесполезному, чем ценному. Поэтому
результаты обучения не в виде конкретных
знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными.
"Я полагаю, что ни в каком учебном заведении
образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении
можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится
в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя
сам."
(М. Булгаков)
(М. Булгаков)
А.
Дистервег советовал: "Приучай ученика работать, заставь его не только
полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй
натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как
собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал,
проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого
человека. "
Истинную
ценность имеет не знание как сумма фактов, законов, правил, положений, а
способность применять эти знания, опыт, т.е. компетентность. Следовательно,
учитель должен не наполнять ученика знаниями, а учить добывать их,
использовать для решения возникающих проблем. Поэтому сегодня главным вопросом
моей педагогической деятельности стал вопрос: «Как учить?» Именно он
определяет способы деятельности, а значит характер опыта, приобретаемого учеником.
Государственный
образовательный стандарт в качестве главных результатов называет овладение не
предметными, а личностными и метапредметными универсальными учебными действиями.
Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к
самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. По мнению
А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность
широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и
в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой
направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик».
Теоретико-методологическая основа понятия
"универсальные учебные действия"
Основой для разработки понятия служит
деятельностный подход, базирующийся
на положениях научной школы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова. В данном подходе наиболее полно раскрыты основные
психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования
картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся.
УУД являются одним из ключевых
понятий в теории развивающего обучения Д. Б. Эльконина —
В. В. Давыдова.
Формирование
общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как
надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная
притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его.
А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся
рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Задача педагогической деятельности:
средствами
уроков русского языка и литературы создать условия для реализации функций УУД;
разработать
систему наиболее эффективных, ярких и интересных для обучающихся заданий,
направленных на формирование УУД.
К функциям универсальных учебных действий
относятся:
·
обеспечение возможностей ученика самостоятельно
осуществлять такое действие как учение, ставить перед собой учебные цели,
искать и использовать необходимые средства и способы их достижения,
контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
·
создание условий для гармоничного развития личности и
её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию,
необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой
профессиональной мобильностью;
·
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков
и формирование компетентностей в любой предметной области.
Овладение
учениками универсальными учебными действиями происходит в контексте разных
учебных предметов и, в конце концов, ведет к формированию способности
самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая
самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться
Выделяется 4 вида универсальных учебных действий:
·
личностные —
личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация учащихся и нравственно-этическое
оценивание, смыслообразование и
ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
·
познавательные:
·
общие учебные действия — умение поставить учебную
задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией,
структурировать полученные знания;
·
логические учебные действия — умение
анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные
связи, доказывать свои суждения;
·
постановка и решение проблемы — умение
сформулировать проблему и найти способ её решения;
·
коммуникативные —
умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными
группами людей или текстом (книгой);
·
регулятивные —
целеполагание, планирование, корректировка плана.
Безусловно,
на уроке в равной мере должны быть реализованы все четыре вида УУД, но сегодня
я остановлюсь на некоторых приемах, которые способствуют формированию
личностных УУД.
Средствами достижения личностных результатов по
русскому языку могут служить:
- текст (например, познавательного,
нравственно-социального и культурного характера):
o
приём «Шкала мнений» («Выбери позицию»);
o
достраивание текста (обычно части, которая содержит
в себе нравственный вывод),
например, к
рассказу Пауло Коэльо «Карандаш»:
Бабушка
называет последнее качество карандаша: «И наконец, в-пятых: карандаш всегда
оставляет за собой след …».
– Как,
на ваш взгляд, автор закончил произведение? Выскажите свои предположения.
Бабушка
называет последнее качество карандаша: «И наконец, в-пятых: карандаш всегда
оставляет за собой след. Так же и ты оставляешь после себя следы своими
поступками, и потому обдумывай каждый свой шаг».
o
создание по тексту собственного монологического
высказывания, например, в публицистическом стиле, выступление с этой речью
перед одноклассниками с последующей дискуссией;
o
решение ценностно-деятельностной задачи;
o
ситуативные упражнения;
o
создание кластеров, ассоциативных рядов.
- иллюстративный ряд (например, схемы,
таблицы, модели правил, лингвистических определений);
- продуктивные задания, т.е. вопросы,
на которые в тексте учебников не содержится прямых ответов, в то же время там
имеется информация, преобразуя которую (создавая для решения задачи собственную
модель реальности), ученик может сформулировать свою версию ответа;
- ценностно-деятельностные задачи;
- ситуативные упражнения;
- проектная деятельность;
- ведение дневника достижений
Цель личностных универсальных учебных
действий – сформировать у учащихся:
• внутреннюю позицию школьника;
• личностную
мотивацию учебной деятельности;
• ориентацию на моральные нормы и их выполнение;
"Не обижайте детей готовыми формулами, формулы –
пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не
отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые
помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное – воспитание в
человеке человеческого". (Антуан де Сент-Экзюпери.)
"Педагог не тот, кто учит, педагог тот, кто
чувствует, как ученик учится"
В. Ф. Шаталов
В. Ф. Шаталов
https://drive.google.com/drive/folders/17WR5IB3f1diToY_VW3N3RBuNXtZJsGeq?usp=sharing
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.