воскресенье, 18 марта 2018 г.

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы


Ельникова И. А.,
учитель русского языка и литературы
МОУ «ЛИЦЕЙ «СПЕКТР» Г. ТОРЕЗА»

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы

           Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. То, что было новым сегодня, завтра неизбежно устаревает и ученик,  одиннадцать лет копивший огромный багаж знаний, сделав несколько самостоятельных шагов в жизни, понимает, что этот багаж подобен бабушкиному сундуку, скорее бесполезному, чем ценному.  Поэтому результаты обучения не в  виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня  всё более востребованными.

        "Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам."
(М. Булгаков)

           А. Дистервег советовал: "Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека. "

          Истинную ценность имеет не знание как сумма фактов, законов, правил, положений, а  способность применять эти знания, опыт, т.е. компетентность. Следовательно, учитель  должен не наполнять  ученика знаниями, а учить добывать их, использовать для решения возникающих проблем. Поэтому сегодня главным вопросом моей педагогической деятельности стал вопрос: «Как учить?»  Именно он определяет способы деятельности, а значит характер опыта, приобретаемого учеником.

           Государственный образовательный стандарт в качестве главных результатов называет овладение не предметными, а личностными и метапредметными универсальными учебными действиями.


          Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик».
             Теоретико-методологическая основа понятия "универсальные учебные действия"
             Основой для разработки понятия служит деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Л. С. ВыготскогоА. Н. ЛеонтьеваД. Б. ЭльконинаП. Я. ГальперинаВ. В. Давыдова. В данном подходе наиболее полно раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся.

           УУД являются одним из ключевых понятий в теории развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.

Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

          Задача педагогической деятельности:
средствами уроков русского языка и литературы создать условия для реализации функций УУД;
разработать систему наиболее эффективных, ярких и интересных для обучающихся заданий, направленных на формирование УУД.

       К функциям универсальных учебных действий относятся:
·         обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять такое действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
·         создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
·         обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Овладение учениками универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конце концов, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться

       Выделяется 4 вида универсальных учебных действий:
·         личностные — личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание, смыслообразование  и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
·         познавательные:
·         общие учебные действия — умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания;
·         логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;
·         постановка и решение проблемы — умение сформулировать проблему и найти способ её решения;
·         коммуникативные — умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей или текстом (книгой);
·         регулятивные — целеполагание, планирование, корректировка плана.

       Безусловно, на уроке в равной мере должны быть реализованы все четыре вида УУД, но сегодня я остановлюсь на некоторых приемах, которые способствуют формированию личностных УУД.

    Средствами достижения личностных результатов по русскому языку могут служить:
-       текст (например, познавательного, нравственно-социального и культурного характера):
o   приём «Шкала мнений» («Выбери позицию»);
o   достраивание текста (обычно части, которая содержит в себе нравственный вывод),
например, к рассказу Пауло Коэльо «Карандаш»:
Бабушка называет последнее качество карандаша: «И наконец, в-пятых: карандаш всегда оставляет за собой след …».
   Как, на ваш взгляд, автор закончил произведение? Выскажите свои предположения.

Бабушка называет последнее качество карандаша: «И наконец, в-пятых: карандаш всегда оставляет за собой след. Так же и ты оставляешь после себя следы своими поступками, и потому обдумывай каждый свой шаг».
o   создание по тексту собственного монологического высказывания, например, в публицистическом стиле, выступление с этой речью перед одноклассниками с последующей дискуссией;
o   решение ценностно-деятельностной задачи;
o   ситуативные упражнения;
o   создание кластеров, ассоциативных рядов.
-       иллюстративный ряд (например, схемы, таблицы, модели правил, лингвистических определений);
-       продуктивные задания, т.е. вопросы, на которые в тексте учебников не содержится прямых ответов, в то же время там имеется информация, преобразуя которую (создавая для решения задачи собственную модель реальности), ученик может сформулировать свою версию ответа;
-       ценностно-деятельностные задачи;
-       ситуативные упражнения;
-       проектная деятельность;
-       ведение дневника достижений

Цель личностных универсальных учебных действий – сформировать у учащихся:
       внутреннюю  позицию школьника;
       личностную мотивацию учебной деятельности;
       ориентацию  на моральные нормы и их выполнение;

     "Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное – воспитание в человеке человеческого". (Антуан де Сент-Экзюпери.)


        "Педагог не тот, кто учит, педагог тот, кто чувствует, как ученик учится"
В. Ф. Шаталов


https://drive.google.com/drive/folders/17WR5IB3f1diToY_VW3N3RBuNXtZJsGeq?usp=sharing


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.