Мельникова Л.В.,
заведующий ОРЯЛ ДонРИДПО
ФОРМИРОВАНИЕ УУД
Из интернет-источников
Приоритетным направлением государственных
образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала
общего среднего образования, актуальной и новой
задачей – обеспечение развития универсальных учебных действий как
собственно психологической составляющей фундаментального ядра
содержания образования наряду с традиционным изложением предметногосодержания
конкретных дисциплин. “Важнейшей задачей современной системы образования
является формирование совокупности “универсальных учебных действий”,
обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, способность личности к
саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения
нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных
знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин”.
Универсальные учебные действия разработаны группой
ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ
А.Г. Асмолова. Методологической и теоретической основой УУД является системно-деятельностный
подход Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В.
Запорожца, В.В. Давыдова. Термин “универсальные учебные действия” можно
определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его
способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая
организацию этого процесса.
В этих подходах учебная деятельность сама становится
предметом усвоения. Концепция универсальных учебных действий (РФ) учитывает
опыт компетентностного подхода, в частности, его акцент на достижение учащимися
способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки.
Системно-деятельностный подход предполагает анализ видов ведущей деятельности
(игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий,
порождающих компетенции, знания, умения и навыки. Развитие универсальных
учебных действий “строится по формуле: от действия – к мысли”.
В государственных образовательных стандартах
отмечается, что деятельностный подход “позволяет выделить основные результаты
обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и
формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, которые
должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования”.
В связи с этим акцент здесь делается на такие виды развития как личностное,
социальное, познавательное, коммуникативное.
Так личностное развитие основывается
на готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого
потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной
и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и
компетенции “уметь учиться”. Кроме этого личностное развитие
предусматривает: “формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентаций и
нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания,
позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать
свою позицию, критичности к своим поступкам.
Под социальным развитием Стандарты
подразумевают “формирование российской и гражданской идентичности на основе
принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в
поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных
социальных ролей, норм и правил”.
Познавательное развитие характеризуется не только
формированием у учащихся научной картины мира, но и развитием способности
“управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью”; овладением
“методологией познания, стратегиями и способами познания и учения”; развитием
“логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных
памяти и внимания, рефлексии”.
И наконец, коммуникативное развитие определяется
в Стандартах как “формирование компетентности в общении, включая сознательную
ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и
совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и
задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии
решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на
основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации…”
Русский язык обеспечивает формирование познавательных,
коммуникативных и регулятивных действий. Овладение универсальными учебными действиями
(личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными) дает учащимся
возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и
компетентностей на основе формирования умения учиться.
Эффективным средством по достижению планирумых
метапредметных результатов становится систематически организуемая на уроке
работа со справочными материалами. Частое обращение к
словарям и справочникам формирует у учащихся информационные
познавательные УУД. Найти то или иное слово позволяют, например, размещённые в
конце учебника по русскому языку словари (орфоэпический, орфографический,
толковый). Систематическое применение на любом этапе урока заданий, требующих
обращения к словарю, выработает у детей привычку постоянно обращаться к ним и
вне урока.
Коммуникативные действия, обеспечивающие возможности
сотрудничества (умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и
согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно
контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию,
правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно
сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. На своих уроках часто
использую групповые формы работы, что помогает развить умение уч-ся выполнять
различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого;
предвидеть последствия коллективных решений.
отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого;
предвидеть последствия коллективных решений.
На материале учебников русского языка развиваются и
формируются личностные действия, направленные на осознание,
исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, которые позволяют
сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою
жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего
будущего. Кроме того, помогают в формировании личностных УУД такие формы, как
этические беседы, турниры знатоков. Большим подспорьем в нашей школе является
проведение коллективных творческих дел, например, на параллель. Интересным
мероприятием в этом году стала литературная гостиная на тему “Донские рассказы
М.А.Шолохова”. Совместная деятельность педагогов, работающих в 6-х классах, сотрудничество
уч-ся и педагогов позволило сформировать у уч-ся любовь к России к своей малой
родине, природе, семье. По-новому зазвучали такие понятия, как “мир”,
“справедливость”, “желание понимать друг друга”, “доверие к людям”,
“милосердие”, “честь” и “достоинство”. Рассказы писателя-земляка воспитывают
уважение к своему народу, развитие толерантности, помогают осмыслить жизненные
ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения
общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина.
Работа с текстом открывает возможности для
формирования логических действий анализа, сравнения,
установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и
синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения,
графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий
замещения (например, звука буквой) моделирования (например, состава слова путём
составления схемы) и преобразование модели (видоизменения слова).
Любимым заданием для моих шестиклассников является
группировка.
Цель состоит в совершенствовании орфографической
грамотности учеников и развитии умения устанавливать причинно-следственные
связи между отдельными языковыми явлениями, находить обобщенное значение.
Занимаясь группировкой, ученик встречается со многими
словами, в которых он должен опознать несколько орфограмм, предложить несколько
вариантов ответа и одновременно осмыслить связи между отдельными языковыми
явлениями. При этом подбирается такой материал для упражнений на группировку,
чтобы можно было рассмотреть языковые явления с разных точек зрения,
отрабатывать логико-грамматические операции по классификации языкового
материала.
Задание. Сгруппируйте слова по определенному признаку.
Предложите несколько вариантов группировки.
Дядя, зевака, прадедушка, тетя, недоучка, плакса,
прабабушка, сластена, старушка, зубрила.
В результате предложенные слова группируются:
·
по наличию
звонких, глухих согласных в начале слова;
·
по родам
(существительные общего рода, мужского и женского);
·
по наличию
орфограмм;
·
по
количеству слогов.
Задания на исключение лишнего.
Цель состоит в усвоении учащимися большого объема
знаний языкового материала на основе установления связей между отдельными его
элементами, явлениями, в развитии поэтапных операционных умений переноса знаний
в другие области и построения доказательных монологических высказываний.
Методика проведения такого вида задания общеизвестна.
Готовиться к Государственной итоговой аттестации в 9
классе мы начали с 5 класса, в связи с этим такое задание, как учебная
лингвистическая задача. Частый гость на уроке русского языка. Цель выполнения
таких заданий состоит в освоении теоретического языкового материала на высоком
уровне трудности, в развитии умения последующего практического применения теории
при анализе языковых явлений, а также в повышении речевой активности на основе
сравнения, анализа и синтеза при описании изучаемого объекта.
Это особый тип упражнений по русскому языку,
выполнение которых протекает в два (или более) действия в условиях самостоятельной
познавательной деятельности учащихся, включающей:
1) анализ внутрипредметных связей языка;
2) рассуждение-доказательство;
3) вывод;
4) поэтапный самоконтроль;
5) проверку решения.
1) анализ внутрипредметных связей языка;
2) рассуждение-доказательство;
3) вывод;
4) поэтапный самоконтроль;
5) проверку решения.
Регулятивные УУД – это умение школьников
организовывать свою учебную деятельность. В этом мне помогают различные
творческие учебные задания, практические работы. Ежеурочно ставлю проблемные
ситуации, которые ребята успешно решают. Кроме того, большим подспорьем
является проектная и исследовательская деятельность.
В результате могу сказать, что ребята (конечно, ещё не
все) могут принимать и самостоятельно ставить новые учебные задачи, выбрать
условия, способ действия, проконтролировать и оценить его выполнение.
Мои школьники учатся планировать пути достижения намеченных
целей; адекватно оценивать степень объективной и субъектной трудности
выполнения учебной задачи; вносить соответствующие коррективы в процесс
выполнения учебной задачи; принимать решения в проблемной ситуации на основе
переговоров.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические,
действия постановки и решения проблем. Здесь я использую задания творческого и
поискового характера (проблемные вопросы, учебные задачи или проблемные
ситуации); дискуссии, беседы, наблюдения, опыты, практические работы; сочинения
на заданную тему и редактирование; смысловое чтение и извлечение необходимой
информации.
Проектирование уроков по формированию УУД – дело
непростое, но сегодня – это требование времени. А мы должны идти в ногу со
временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество
запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и
многократно переучиваться в течение всей жизни.
В создании условий для формирования и развития УУД в
основной школе необходимо учитывать следующие аспекты:
1.
Опора на
компетентностный и системно-деятельностный подходы в обучении.
2.
Учёт
особенностей подросткового возраста.
3.
Использование
интегративного подхода в обучении учащихся, что создаёт целостное представление
о мире и способствует формированию метапредметных компетенций.
4.
Использование
творческого потенциала педагогического коллектива школы.
В современной социальной жизни
происходят большие изменения, которые влияют и на школьное образование. Введены
новые виды итоговой аттестации – ГИА и ЕГЭ, разработаны, апробированы и введены
Федеральные государственные образовательные стандарты для начальных классов,
утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты для старших
классов. Поэтому и учителю, работающему в старших классах, необходимо
разработать новый подход к обучению школьников учебным предметам, в том числе и
русскому языку.
Ребёнок в своём развитии
индивидуален. И чтобы знания, полученные на уроке, принесли ему пользу, а не
остались пустым звуком, учителю необходимо учитывать особенности каждого
ученика.
Главная задача педагогического
процесса - научить учиться, а это значит уметь самостоятельно добывать знания в
процессе поисковой деятельности, применять полученные знания на практике,
решать поставленную задачу творчески, контролировать и оценивать свою
деятельность.
Вместо простой передачи знаний,
умений и навыков от учителя к ученику на первое место в школьном образовании
выходит формирование у обучающихся умения учиться. На протяжении всего курса
обучения школьник должен научиться ставить перед собой задачу - учить себя. И в
решении этой задачи главное место занимает формирование универсальных
учебных действий (УУД).
Универсальные учебные действия – это совокупность способов действий, которая
обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний,
включая и организацию самого процесса усвоения. Требования к результатам
изучения русского языка включают формирование всех видов универсальных учебных
действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных.
Работа в группах, исследовательская работа, работа с текстом, прием составления
сводной таблицы, схемы, подготовка доклада и написание реферата, работа парами,
использование парной формы контроля, самостоятельная работа с учебной
литературой и т. д. – активные средства, которые используются на уроках
русского языка для формирования УУД. Обучающиеся научатся владеть всеми видами
речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со
сверстниками и взрослыми, адекватно воспринимать устную и письменную речь,
излагать свою точку зрения по проблеме, выдвигать аргументы, научатся спорить,
рассуждать. извлекать необходимую информацию из различных источников, применять
методы информационного поиска с помощью компьютерных средств, формулировать
цель деятельности и т.д. [4,с.7] Также это поможет решить проблему низкой
мотивации учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной
деятельности и поможет подготовить старшеклассников к успешной сдаче ГИА и
ЕГЭ.
Предлагаю некоторые виды работ для
формирования УУД, которые использую на уроках в 9-11 классах.
Особенностью уроков русского языка в
10-11 классах является то, что в основном занимаемся обобщающим повторением
изученного в предыдущих классах. Например, в части А ЕГЭ по русском у языку
содержатся задания по орфографии. На уроках при повторении объемного материала
по орфографии можно использовать электронное пособие «Репетитор по орфографии»,
оно позволяет обучающимся и учителю сэкономить время, ускорить процесс
повторения учебного материала. Анимация помогает использовать прием
«отсроченной визуализации», суть которого заключается в том, что ученик имеет
возможность сначала подумать над заданием самостоятельно и сделать его, и
только потом сверить свой прогноз и свои действия с информацией на слайде.
Работа по электронному пособию позволяет школьнику вернуться к началу,
воспользоваться подсказками, а главное, сверить свой результат с правильным
ответом. То есть и рефлексия собственной деятельности может происходить на
протяжении всего занятия. Разделы дополнены тестовыми заданиями, в основном из
экзаменационных вариантов. Подобная практическая работа формирует регулятивные
и познавательные универсальные учебные действия. В конце такого урока
обучающиеся получают на дом задание: составить словарный диктант или тестовые
задания, включающие слова на все изученные орфограммы. Такого вида задание
формирует личностные универсальные учебные действия. Это
позволяет запомнить учебный материал не механически, а изучать осознанно.
Также на уроках можно использовать
обобщающие таблицы и схемы. Эти схемы и таблицы, также другой справочный
материал обучающиеся 9-11 классов собирают в свои папки-копилки, которыми они
пользуются при самостоятельной подготовке к ГИА и ЕГЭ. Данная работа направлена
на формирование познавательного универсального учебного действия.
Умение самостоятельно учиться,
добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свёрнутом виде
- это то, чему ученик должен научиться в школе. Самостоятельная работа на уроках
русского языка в старших классах является одним из способов формирования
универсальных учебных действий. Самостоятельная работа создает условия для
осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал,
анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы.
Например, для выполнения задания А2
(часть А ЕГЭ) [3] обучающиеся должны уметь определять лексическое значение
паронимов. Для самостоятельного решения данной поисковой проблемы школьник
работает с книгой « Толковый словарь русского языка » С. Ожегова и Н.Ю.
Шведовой. В процессе такой работы формируются познавательные учебные действия.
Также обучающиеся начинают осознанно осваивать учебный материал и с желанием
реализуют свою цель - научиться.
Для формирования коммуникативных УУД
можно использовать элементы технологии модульного обучения. Эта технология
основана на самостоятельном добывании школьниками знаний в процессе работы с
учебной, научно - популярной или справочной литературой. Такая работа развивает
индивидуальные способности каждого ученика, учит самостоятельно достигать
конкретные цели в учебно-познавательной деятельности, самому определять уровень
усвоения знаний, осуществлять самоуправление учебной деятельностью на уроках,
дух соревнования на уроке увеличивает мотивацию к учебе. В результате даже
слабоуспевающие и безразличные к учебе ученики проявляют заинтересованность в
собственные достижения, добиваться успеха, позволяет обеспечивать качественное
усвоение материала, повысить успеваемость. Например, в 9-ом классе на этапе
усвоения нового материала предлагается следующее задание:
Заполните текст, содержащий
теоретический материал (опираясь на параграфы 8 и31) [5,с.26,с.121].
1. Предложения, части которого
связаны при помощи сочинительных союзов, называются… .
2. Предложения, части которого
связываются при помощи подчинительных союзов или союзных слов, называются … .
3. Предложения, части которого
связываются только при помощи интонации, называются… .
Школьники работают самостоятельно с
учебником. В добывание знаний включен каждый, даже слабоуспевающий по окончании
работы тянет руку, чтобы показать, что он справился с заданием и готов
ответить.
Часть С 2.2 экзаменационной работы в
9 классе предполагает написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.
При обучении написанию
сочинения-рассуждения у обучающихся формируются следующие универсальные учебные
действия[1]: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.
Обучение написанию
сочинения-рассуждения – это прежде всего работа с текстом. Работая с текстом
В.Лебедевой о матери Терезе[2,с.35], можно предложить ребятам задания,
способствующие формированию личностных, коммуникативных, познавательных
универсальных учебных действий. Это, во-первых, чтение и анализ текста. Один
ученик получает опережающее задание: подготовить сообщение о жизни матери
Терезы. Обязательно на таких уроках организуется словарно-стилистическая
работа: подберите синонимы к выражениям: бескорыстное служение и т.д. Проводим
лексическую работу: дать толкование указанным словам.
Обучать сочинению-рассуждению можно
как на уроках развития речи, так и при изучении грамматических тем. Например,
на уроке по теме «Повторение по теме « Сложноподчиненные предложения» по
текстам упражнения 183[5,с.120] учащимся предлагается задания:
1. Какая тема объединяет тексты?
Определите главную мысль и озаглавьте; выпишите ключевые слова и
словосочетания.
2. Определите стиль и тип речи;
обоснуйте примерами из текстов свои ответы.
3. Знаете ли вы героев ВОВ?
Расскажите об их подвигах.
На дом девятиклассники получают
задание - написать сочинение-рассуждение на тему «Подвиг».
Овладение универсальными учебными
действиями ведёт к формированию самостоятельности, успешно овладевать умениями
и компетентностями, осваивать новые знания, включая самостоятельную организацию
процесса освоения и умения учиться. Это обеспечивается тем, что УУД –это
обобщённые действия, открывающие возможности учащихся не только в русском
языке, но и в строении самой учебной деятельности. Умение учиться выступает
существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися. Достижение
учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной
деятельности:
- познавательные и учебные мотивы;
- учебную цель;
- учебную задачу;
- учебные действия и задачи.
В результате формируются важные
личностные характеристики: ребёнок может принимать ответственность за
собственные решения, действия и поступки.
Современное школьное образование
должно работать над формированием универсальных учебных действий, потому что
этого требует современное общество. А современному обществу нужны люди
обучаемые, способные самостоятельно учиться и многократно переучиваться в
течение всей жизни. И в этом учитель русского языка играет важную роль.
Как же формировать УУД на уроках
русского языка? Через различные современные педагогические технологии. Приведу
пример урока на тему : «Что такое богатство языка», в котором помогут
«универсальные учебные действия»
Тип урока: обобщение и систематизация
изученного.
Цели как деятельность учеников. Л: формировать уважение к
языку как отражению материальной и духовной культуры русского народа.
Метапредметные:
М/п: вести самостоятельный поиск
информации, анализировать, сравнивать, строить рассуждения.
М/к: работать в группе,
договариваться о совместной деятельности, стараться слушать и слышать друг
друга.
Предметные:
2 ЛР: расширять представление о
русском языке, его богатстве и разнообразии, русских писателях и поэтах.
Этапы
урока
|
Ход урока
|
Формирование
УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
|
I.
Оргмомент.
|
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление
отсутствующих.
|
|
II.
Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания.
|
1. –
Подберите и запишите однокоренные слова к слову богатство,
выделите орфограммы.
–
Произведите словообразовательный разбор слова богатство.
– Как вы
понимаете значение этого слова?
– Каким
словарём воспользуетесь, чтобы проверить себя?
–
Составьте предложение со словом богатство.
– Близкими
или разными по смыслу получились ваши предложения? Слово богатство будет
ключевым сегодня на уроке.
2. Конкурс
сочинений-рассуждений (по домашнему упр. 7).
Ученики оценивают сочинения по следующему плану
(можно использовать материал предметного диска – план рецензирования
сочинений-рассуждений к § 1):
1) Как построено
рассуждение?
2) Какова
его главная мысль?
3) Какие
доказательства своих мыслей приводит автор?
4) Какой
делает вывод?
|
Познавательные
УУД
1. Владеть
разными видами аудирования.
2.
Анализировать, сравнивать, строить рассуждения.
Коммуникативные
УУД
Владеть
монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения
коммуникативных задач.
|
III.
Формулирование темы урока.
|
– Толковый
словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова содержит 52 000 слов, а
словарь современного русского языка в 17 томах (Большой академический
словарь) – около 120 000 слов.
– О чём
это говорит? При ответе на вопрос воспользуйтесь ключевым словом урока. (О
словарном богатстве русского языка.) Это и есть тема нашего урока.
Запись темы в тетради.
– Какие
«богатства» есть в русском языке? Свои предположения оформите в виде ключевых
слов.
|
Регулятивные
УУД
1.
Высказывать предположения на основе наблюдений.
2.
Формулировать тему урока.
|
IV.
Актуализация изученного.
|
Работа по вопросам в рубрике «Вспоминаем то, что
знаем».
–
Просмотрите вопросы от первого до последнего. Почему вопросы расположены в
таком порядке? Можно ли их расположить иначе?
– О каком
богатстве русского языка здесь говорится?
–
Отвечайте на вопросы по цепочке, не читая их вслух. Ответы должны быть
краткими и чёткими. После хлопка (или какого-либо другого сигнала) нужно
привести пример.
|
|
V.
Развитие учебно-языковых и речевых умений.
|
1. Работа
с многозначными словами и синонимическими рядами.
Упр. 8 – развивается умение разграничивать разные
значения многозначного слова идти, употреблять его в разных значениях в
составе словосочетаний или предложений. Выполняется письменно в парах.
Коллективное обсуждение.
Для справок: идти домой, идёт поезд, идти гулять,
идти к цели, идти на военную службу, влияние идёт с запада, идёт весна, часы
идут, идёт снег, ему идёт шляпа, спектакль идёт, из трубы идёт дым и др.
Упр. 9 – развивается умение различать оттенки
значений и стилистическую окраску синонимов к глаголу идти, находить
информацию о стилистической окраске в словаре синонимов, употреблять
глаголы-синонимы в составе предложений.
Выполняется устно.
– По упр.
8 и 9 сделайте вывод: в чём заключается богатство русского языка? (В
разнообразии значений многозначных слов, обилии стилистически окрашенных
синонимов.)
2. Углубление
представлений о богатстве русского языка.
Упр. 10 – развивается умение выявлять главную
информацию в тексте.
– О каком
ещё богатстве русского языка вы узнали? (О грамматическом, словообразовательном.)
Упр. 11 – выявление звукового многообразия русского
языка.
Упр. 12 – роль звукописи как средства художественной
выразительности.
3. Словарно-орфографическая
работа: совершенный, совершенство.
– В каких
значениях употреблены эти слова?
– Возможны
ли другие значения? Приведите пример такого употребления.
|
Личностные
результаты
Чувствовать
красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.
Коммуникативные
УУД
1.
Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Слушать
и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Познавательные
УУД
1.
Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения.
2.
Пользоваться словарями разных типов.
|
VI. Итог
урока.
|
–
Составьте схему-опору на тему: «Богатство русского языка».
– Сравните
информацию, представленную в схеме, с ключевыми словами, которые подобрали в
начале урока. Дополните, если необходимо, этот список (словообразовательные
возможности, звукопись).
Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы
отдельным ученикам на основе их самооценки.
|
Регулятивные
УУД
1.
Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2.
Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
|
VII.
Домашнее задание.
|
Упр. 13
(связный рассказ по плану).
|
Таким образом ,из всего сказанного и
приведенного мною примеров можно сделать вывод , что учение только тогда
станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться:
проектировать, конструировать, исследовать, открывать, то есть познавать мир в
подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных,
физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной
учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических
технологий.
Список литературы:
1. Долинина Тамара Альбертовна.
Развитие универсальных учебных действий при обучении написанию сочинения на
тему, связанную с анализом текста.Екатеринбург,2011
2. Егораева Г.Т. 9 класс. ГИА. Типовые тестовые задания.- М., «Экзамен»,2009
2. Егораева Г.Т. 9 класс. ГИА. Типовые тестовые задания.- М., «Экзамен»,2009
3. Егораева Г.Т. Русский язык. ЕГЭ.
Практикум. Реальные тесты.- М., «Экзамен»,2011
4. Проект. Примерная программа по учебным предметам. Русский язык. 5-9
4. Проект. Примерная программа по учебным предметам. Русский язык. 5-9
классы. -М., «Просвещение».2010
5. Русский язык. Учебник для 9
класса ОУ-М., «Просвещение»,2006
6. www.zavuch.info/methodib/151/
7. www. standart.edu.ru
7. www. standart.edu.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.