воскресенье, 18 марта 2018 г.

ФОРМИРОВАНИЕ УУД


Мельникова Л.В.,
заведующий ОРЯЛ ДонРИДПО

ФОРМИРОВАНИЕ УУД
Из интернет-источников
Приоритетным направлением государственных образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей – обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметногосодержания конкретных дисциплин. “Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин”.
Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова. Методологической и теоретической основой УУД является системно-деятельностный подход Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова. Термин “универсальные учебные действия” можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В этих подходах учебная деятельность сама становится предметом усвоения. Концепция универсальных учебных действий (РФ) учитывает опыт компетентностного подхода, в частности, его акцент на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки. Системно-деятельностный подход предполагает анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки. Развитие универсальных учебных действий “строится по формуле: от действия – к мысли”.
В государственных образовательных стандартах отмечается, что деятельностный подход “позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования”. В связи с этим акцент здесь делается на такие виды развития как личностное, социальное, познавательное, коммуникативное.
Так личностное развитие основывается на готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции “уметь учиться”. Кроме этого личностное развитие предусматривает: “формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.
Под социальным развитием Стандарты подразумевают “формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил”.
Познавательное развитие характеризуется не только формированием у учащихся научной картины мира, но и развитием способности “управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью”; овладением “методологией познания, стратегиями и способами познания и учения”; развитием “логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии”.
И наконец, коммуникативное развитие определяется в Стандартах как “формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации…”
Русский язык обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Овладение универсальными учебными действиями (личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными) дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.
Эффективным средством по достижению планирумых метапредметных результатов становится систематически организуемая на уроке работа со справочными материалами. Частое обращение к словарям и справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД. Найти то или иное слово позволяют, например, размещённые в конце учебника по русскому языку словари (орфоэпический, орфографический, толковый). Систематическое применение на любом этапе урока заданий, требующих обращения к словарю, выработает у детей привычку постоянно обращаться к ним и вне урока.
Коммуникативные действия, обеспечивающие возможности сотрудничества (умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. На своих уроках часто использую групповые формы работы, что помогает развить умение уч-ся выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого;
предвидеть последствия коллективных решений.
На материале учебников русского языка развиваются и формируются личностные действия, направленные на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, которые позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Кроме того, помогают в формировании личностных УУД такие формы, как этические беседы, турниры знатоков. Большим подспорьем в нашей школе является проведение коллективных творческих дел, например, на параллель. Интересным мероприятием в этом году стала литературная гостиная на тему “Донские рассказы М.А.Шолохова”. Совместная деятельность педагогов, работающих в 6-х классах, сотрудничество уч-ся и педагогов позволило сформировать у уч-ся любовь к России к своей малой родине, природе, семье. По-новому зазвучали такие понятия, как “мир”, “справедливость”, “желание понимать друг друга”, “доверие к людям”, “милосердие”, “честь” и “достоинство”. Рассказы писателя-земляка воспитывают уважение к своему народу, развитие толерантности, помогают осмыслить жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина.
Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий замещения (например, звука буквой) моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразование модели (видоизменения слова).
Любимым заданием для моих шестиклассников является группировка.
Цель состоит в совершенствовании орфографической грамотности учеников и развитии умения устанавливать причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, находить обобщенное значение.
Занимаясь группировкой, ученик встречается со многими словами, в которых он должен опознать несколько орфограмм, предложить несколько вариантов ответа и одновременно осмыслить связи между отдельными языковыми явлениями. При этом подбирается такой материал для упражнений на группировку, чтобы можно было рассмотреть языковые явления с разных точек зрения, отрабатывать логико-грамматические операции по классификации языкового материала.
Задание. Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки.
Дядя, зевака, прадедушка, тетя, недоучка, плакса, прабабушка, сластена, старушка, зубрила.
В результате предложенные слова группируются:
·                    по наличию звонких, глухих согласных в начале слова;
·                    по родам (существительные общего рода, мужского и женского);
·                    по наличию орфограмм;
·                    по количеству слогов.
Задания на исключение лишнего.
Цель состоит в усвоении учащимися большого объема знаний языкового материала на основе установления связей между отдельными его элементами, явлениями, в развитии поэтапных операционных умений переноса знаний в другие области и построения доказательных монологических высказываний.
Методика проведения такого вида задания общеизвестна.
Готовиться к Государственной итоговой аттестации в 9 классе мы начали с 5 класса, в связи с этим такое задание, как учебная лингвистическая задача. Частый гость на уроке русского языка. Цель выполнения таких заданий состоит в освоении теоретического языкового материала на высоком уровне трудности, в развитии умения последующего практического применения теории при анализе языковых явлений, а также в повышении речевой активности на основе сравнения, анализа и синтеза при описании изучаемого объекта.
Это особый тип упражнений по русскому языку, выполнение которых протекает в два (или более) действия в условиях самостоятельной познавательной деятельности учащихся, включающей:
1) анализ внутрипредметных связей языка;
2) рассуждение-доказательство;
3) вывод;
4) поэтапный самоконтроль;
5) проверку решения.
Регулятивные УУД – это умение школьников организовывать свою учебную деятельность. В этом мне помогают различные творческие учебные задания, практические работы. Ежеурочно ставлю проблемные ситуации, которые ребята успешно решают. Кроме того, большим подспорьем является проектная и исследовательская деятельность.
В результате могу сказать, что ребята (конечно, ещё не все) могут принимать и самостоятельно ставить новые учебные задачи, выбрать условия, способ действия, проконтролировать и оценить его выполнение.
Мои школьники учатся планировать пути достижения намеченных целей; адекватно оценивать степень объективной и субъектной трудности выполнения учебной задачи; вносить соответствующие коррективы в процесс выполнения учебной задачи; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. Здесь я использую задания творческого и поискового характера (проблемные вопросы, учебные задачи или проблемные ситуации); дискуссии, беседы, наблюдения, опыты, практические работы; сочинения на заданную тему и редактирование; смысловое чтение и извлечение необходимой информации.
Проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни.
В создании условий для формирования и развития УУД в основной школе необходимо учитывать следующие аспекты:
1.                Опора на компетентностный и системно-деятельностный подходы в обучении.
2.                Учёт особенностей подросткового возраста.
3.                Использование интегративного подхода в обучении учащихся, что создаёт целостное представление о мире и способствует формированию метапредметных компетенций.
4.                Использование творческого потенциала педагогического коллектива школы.



В современной социальной жизни происходят большие изменения, которые влияют и на школьное образование. Введены новые виды итоговой аттестации – ГИА и ЕГЭ, разработаны, апробированы и введены Федеральные государственные образовательные стандарты для начальных классов, утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты для старших классов. Поэтому и учителю, работающему в старших классах, необходимо разработать новый подход к обучению школьников учебным предметам, в том числе и русскому языку.
Ребёнок в своём развитии индивидуален. И чтобы знания, полученные на уроке, принесли ему пользу, а не остались пустым звуком, учителю необходимо учитывать особенности каждого ученика.
Главная задача педагогического процесса - научить учиться, а это значит уметь самостоятельно добывать знания в процессе поисковой деятельности, применять полученные знания на практике, решать поставленную задачу творчески, контролировать и оценивать свою деятельность.
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место в школьном образовании выходит формирование у обучающихся умения учиться. На протяжении всего курса обучения школьник должен научиться ставить перед собой задачу - учить себя. И в решении этой задачи главное место занимает формирование универсальных учебных действий (УУД).
Универсальные учебные действия – это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Требования к результатам изучения русского языка включают формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных. Работа в группах, исследовательская работа, работа с текстом, прием составления сводной таблицы, схемы, подготовка доклада и написание реферата, работа парами, использование парной формы контроля, самостоятельная работа с учебной литературой и т. д. – активные средства, которые используются на уроках русского языка для формирования УУД. Обучающиеся научатся владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми, адекватно воспринимать устную и письменную речь, излагать свою точку зрения по проблеме, выдвигать аргументы, научатся спорить, рассуждать. извлекать необходимую информацию из различных источников, применять методы информационного поиска с помощью компьютерных средств, формулировать цель деятельности и т.д. [4,с.7] Также это поможет решить проблему низкой мотивации учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности и поможет подготовить старшеклассников к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ. 
Предлагаю некоторые виды работ для формирования УУД, которые использую на уроках в 9-11 классах. 
Особенностью уроков русского языка в 10-11 классах является то, что в основном занимаемся обобщающим повторением изученного в предыдущих классах. Например, в части А ЕГЭ по русском у языку содержатся задания по орфографии. На уроках при повторении объемного материала по орфографии можно использовать электронное пособие «Репетитор по орфографии», оно позволяет обучающимся и учителю сэкономить время, ускорить процесс повторения учебного материала. Анимация помогает использовать прием «отсроченной визуализации», суть которого заключается в том, что ученик имеет возможность сначала подумать над заданием самостоятельно и сделать его, и только потом сверить свой прогноз и свои действия с информацией на слайде. Работа по электронному пособию позволяет школьнику вернуться к началу, воспользоваться подсказками, а главное, сверить свой результат с правильным ответом. То есть и рефлексия собственной деятельности может происходить на протяжении всего занятия. Разделы дополнены тестовыми заданиями, в основном из экзаменационных вариантов. Подобная практическая работа формирует регулятивные и познавательные универсальные учебные действия. В конце такого урока обучающиеся получают на дом задание: составить словарный диктант или тестовые задания, включающие слова на все изученные орфограммы. Такого вида задание формирует личностные универсальные учебные действия. Это позволяет запомнить учебный материал не механически, а изучать осознанно. 
Также на уроках можно использовать обобщающие таблицы и схемы. Эти схемы и таблицы, также другой справочный материал обучающиеся 9-11 классов собирают в свои папки-копилки, которыми они пользуются при самостоятельной подготовке к ГИА и ЕГЭ. Данная работа направлена на формирование познавательного универсального учебного действия.
Умение самостоятельно учиться, добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свёрнутом виде - это то, чему ученик должен научиться в школе. Самостоятельная работа на уроках русского языка в старших классах является одним из способов формирования универсальных учебных действий. Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы.
Например, для выполнения задания А2 (часть А ЕГЭ) [3] обучающиеся должны уметь определять лексическое значение паронимов. Для самостоятельного решения данной поисковой проблемы школьник работает с книгой « Толковый словарь русского языка » С. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. В процессе такой работы формируются познавательные учебные действия. Также обучающиеся начинают осознанно осваивать учебный материал и с желанием реализуют свою цель - научиться. 
Для формирования коммуникативных УУД можно использовать элементы технологии модульного обучения. Эта технология основана на самостоятельном добывании школьниками знаний в процессе работы с учебной, научно - популярной или справочной литературой. Такая работа развивает индивидуальные способности каждого ученика, учит самостоятельно достигать конкретные цели в учебно-познавательной деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, осуществлять самоуправление учебной деятельностью на уроках, дух соревнования на уроке увеличивает мотивацию к учебе. В результате даже слабоуспевающие и безразличные к учебе ученики проявляют заинтересованность в собственные достижения, добиваться успеха, позволяет обеспечивать качественное усвоение материала, повысить успеваемость. Например, в 9-ом классе на этапе усвоения нового материала предлагается следующее задание:
Заполните текст, содержащий теоретический материал (опираясь на параграфы 8 и31) [5,с.26,с.121].
1. Предложения, части которого связаны при помощи сочинительных союзов, называются… .
2. Предложения, части которого связываются при помощи подчинительных союзов или союзных слов, называются … .
3. Предложения, части которого связываются только при помощи интонации, называются… .
Школьники работают самостоятельно с учебником. В добывание знаний включен каждый, даже слабоуспевающий по окончании работы тянет руку, чтобы показать, что он справился с заданием и готов ответить.
Часть С 2.2 экзаменационной работы в 9 классе предполагает написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.
При обучении написанию сочинения-рассуждения у обучающихся формируются следующие универсальные учебные действия[1]: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.
Обучение написанию сочинения-рассуждения – это прежде всего работа с текстом. Работая с текстом В.Лебедевой о матери Терезе[2,с.35], можно предложить ребятам задания, способствующие формированию личностных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий. Это, во-первых, чтение и анализ текста. Один ученик получает опережающее задание: подготовить сообщение о жизни матери Терезы. Обязательно на таких уроках организуется словарно-стилистическая работа: подберите синонимы к выражениям: бескорыстное служение и т.д. Проводим лексическую работу: дать толкование указанным словам.
Обучать сочинению-рассуждению можно как на уроках развития речи, так и при изучении грамматических тем. Например, на уроке по теме «Повторение по теме « Сложноподчиненные предложения» по текстам упражнения 183[5,с.120] учащимся предлагается  задания:
1. Какая тема объединяет тексты? Определите главную мысль и озаглавьте; выпишите ключевые слова и словосочетания.
2. Определите стиль и тип речи; обоснуйте примерами из текстов свои ответы.
3. Знаете ли вы героев ВОВ? Расскажите об их подвигах.
На дом девятиклассники получают задание - написать сочинение-рассуждение на тему «Подвиг».
Овладение универсальными учебными действиями ведёт к формированию самостоятельности, успешно овладевать умениями и компетентностями, осваивать новые знания, включая самостоятельную организацию процесса освоения и умения учиться. Это обеспечивается тем, что УУД –это обобщённые действия, открывающие возможности учащихся не только в русском языке, но и в строении самой учебной деятельности. Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися. Достижение учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности:
- познавательные и учебные мотивы;
- учебную цель;
- учебную задачу;
- учебные действия и задачи.
В результате формируются важные личностные характеристики: ребёнок может принимать ответственность за собственные решения, действия и поступки.
Современное школьное образование должно работать над формированием универсальных учебных действий, потому что этого требует современное общество. А современному обществу нужны люди обучаемые, способные самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни. И в этом учитель русского языка играет важную роль.
Как же формировать УУД на уроках русского языка? Через различные современные педагогические технологии. Приведу пример урока на тему  : «Что такое богатство языка», в котором помогут «универсальные учебные действия»
Тип урока: обобщение и систематизация изученного.
Цели как деятельность учеников. Л: формировать уважение к языку как отражению материальной и духовной культуры русского народа.
Метапредметные:
М/п: вести самостоятельный поиск информации, анализировать, сравнивать, строить рассуждения.
М/к: работать в группе, договариваться о совместной деятельности, стараться слушать и слышать друг друга.
Предметные:
2 ЛР: расширять представление о русском языке, его богатстве и разнообразии, русских писателях и поэтах.

Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания.

1. – Подберите и запишите однокоренные слова к слову богатство, выделите орфограммы.
– Произведите словообразовательный разбор слова богатство.
– Как вы понимаете значение этого слова?
– Каким словарём воспользуетесь, чтобы проверить себя?
– Составьте предложение со словом богатство.

– Близкими или разными по смыслу получились ваши предложения? Слово богатство будет ключевым сегодня на уроке.
2. Конкурс сочинений-рассуждений (по домашнему упр. 7).
Ученики оценивают сочинения по следующему плану (можно использовать материал предметного диска – план рецензирования сочинений-рассуждений к § 1):
1) Как построено рассуждение?
2) Какова его главная мысль?
3) Какие доказательства своих мыслей приводит автор?
4) Какой делает вывод?

Познавательные УУД
1. Владеть разными видами аудирования.
2. Анализировать, сравнивать, строить рассуждения.



Коммуникативные УУД
Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

III. Формулирование темы урока.
– Толковый словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова содержит 52 000 слов, а словарь современного русского языка в 17 томах (Большой академический словарь) – около 120 000 слов.
– О чём это говорит? При ответе на вопрос воспользуйтесь ключевым словом урока. (О словарном богатстве русского языка.) Это и есть тема нашего урока.
Запись темы в тетради.
– Какие «богатства» есть в русском языке? Свои предположения оформите в виде ключевых слов.
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему урока.



IV. Актуализация изученного.

Работа по вопросам в рубрике «Вспоминаем то, что знаем».
– Просмотрите вопросы от первого до последнего. Почему вопросы расположены в таком порядке? Можно ли их расположить иначе?
– О каком богатстве русского языка здесь говорится?
– Отвечайте на вопросы по цепочке, не читая их вслух. Ответы должны быть краткими и чёткими. После хлопка (или какого-либо другого сигнала) нужно привести пример.












V. Развитие учебно-языковых и речевых умений.

1. Работа с многозначными словами и синонимическими рядами.
Упр. 8 – развивается умение разграничивать разные значения многозначного слова идти, употреблять его в разных значениях в составе словосочетаний или предложений. Выполняется письменно в парах. Коллективное обсуждение.
Для справок: идти домой, идёт поезд, идти гулять, идти к цели, идти на военную службу, влияние идёт с запада, идёт весна, часы идут, идёт снег, ему идёт шляпа, спектакль идёт, из трубы идёт дым и др.
Упр. 9 – развивается умение различать оттенки значений и стилистическую окраску синонимов к глаголу идти, находить информацию о стилистической окраске в словаре синонимов, употреблять глаголы-синонимы в составе предложений.
Выполняется устно.
– По упр. 8 и 9 сделайте вывод: в чём заключается богатство русского языка? (В разнообразии значений многозначных слов, обилии стилистически окрашенных синонимов.)

2. Углубление представлений о богатстве русского языка.
Упр. 10 – развивается умение выявлять главную информацию в тексте.
– О каком ещё богатстве русского языка вы узнали? (О грамматическом, словообразовательном.)
Упр. 11 – выявление звукового многообразия русского языка.
Упр. 12 – роль звукописи как средства художественной выразительности.
3. Словарно-орфографическая работа: совершенный, совершенство.
– В каких значениях употреблены эти слова?
– Возможны ли другие значения? Приведите пример такого употребления.
Личностные результаты
Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

Коммуникативные УУД
1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения.
2. Пользоваться словарями разных типов.

VI. Итог урока.
– Составьте схему-опору на тему: «Богатство русского языка».
– Сравните информацию, представленную в схеме, с ключевыми словами, которые подобрали в начале урока. Дополните, если необходимо, этот список (словообразовательные возможности, звукопись).
Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VII. Домашнее задание.
Упр. 13 (связный рассказ по плану).


Таким образом ,из всего сказанного и приведенного мною примеров можно сделать вывод , что  учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, то есть познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.

Список литературы:
1. Долинина Тамара Альбертовна. Развитие универсальных учебных действий при обучении написанию сочинения на тему, связанную с анализом текста.Екатеринбург,2011
2. Егораева Г.Т. 9 класс. ГИА. Типовые тестовые задания.- М., «Экзамен»,2009
3. Егораева Г.Т. Русский язык. ЕГЭ. Практикум. Реальные тесты.- М., «Экзамен»,2011
4. Проект. Примерная программа по учебным предметам. Русский язык. 5-9
классы. -М., «Просвещение».2010
5. Русский язык. Учебник для 9 класса ОУ-М., «Просвещение»,2006
6. www.zavuch.info/methodib/151/
7. www. standart.edu.ru




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.