ПАМЯТКА ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Части
соч.
|
Пояснение
|
Шаблоны
|
|
ВСТУПЛЕНИЕ
|
2-3 предложения
|
Предложенный для
анализа текст N
произвел на меня большое впечатление.
Этот текст о …(тема ОЧЕНЬ КРАТКО)
|
|
1.
|
Формулировка
проблем исходного текста
|
Проблема
формулируется как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным
в родительном падеже.
Проблем может
быть несколько.
Какую проблему
выбрать? Важно выбрать тот вопрос, над которым автор размышляет больше всего
и по поводу которого отчетливо заявлена авторская позиция.
Если вы
сформулировали несколько проблемных вопросов, то сделайте переход к основной
проблеме: Эти и другие вопросы затрагиваются в тексте известного писателя NN. Однако
наиболее детально рассматривается проблема (чего?)
ИЛИ Однако наиболее важным мне кажется такой:
…(формулировка проблемы в виде вопроса)
|
Проблема (дальше П.) памяти о своих истоках, о своём
детстве (почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с
миром своего детства?);
-П. роли детства в жизни человека
(почему детство – важнейший этап жизни человека?);
-П исторической памяти (зачем человеку
хранить память о прошлом? что значит любить свою семью и свою Родину?);
-П памяти об отчем доме (почему нельзя
забывать отчий дом?);
-П оценки такого периода жизни
человека, как детство (действительно ли детство – «золотой» период жизни
человека? какова роль детства в становлении личности?);
-П нравственной прочности человека
(почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется
нравственная сущность человека?);
-П развития и сохранения русского
языка (обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?);
-П влияния человека на природу (какова
степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия
этого влияния);
П восприятия человеком природы
как живой материи (должен ли человек воспринимать природу как нечто живое,
заботиться о ней?);
-П несправедливости социального
устройства общества (естественно ли деление людей на богатых и нищих,
правильно ли устроено общество?);
-П отчуждённости мира богатых и сытых
от мира бедных и голодных (думают ли сытые и богатые о тех, кто не может
позволить себе есть досыта?);
-П внутреннего противостояния
искушению изобилием (могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению
изобилию и не озлобиться?);
-П выбора профессии с учётом личных и
общественных интересов (могут ли при выборе профессии совпадать личные и
общественные интересы?)
-П ответственности человека перед
самим собой и обществом (может ли человек быть свободным от общества, от
других людей?);
-П коммерциализации культуры.
|
2.
|
Комментарий к
сформулированной проблеме исходного
текста
|
Кому адресован
текст?
Какова степень
актуальности текста?
Как автор
подходит к решению этой проблемы?
Насколько
освещена эта проблема в литературе? СМИ?
Кто из авторов
касался ее?
Как автор
рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?
Какова точка
видения писателя? Может автор показывает это глазами рассказчика, говорит от
имени героя?
С каким
настроением пишет автор? Что подчеркивает?
Что из этого
следует? К каким выводам подводит нас?
|
Чтобы привлечь
внимание читателей к данному вопросу (к данной проблеме) NN
обращается к…
Автор особо
подчеркивает тот факт, что …
Позволяя
читателям самим давать нравственные оценки поступкам своих героев, автор
наталкивает их на мысль о том, что … (заставляет размышлять над тем, что…)
Этот вопрос
актуален как никогда.
Автор текста
приводит примеры того, как люди по- разному относятся к …
NNпытается
понять причины того, почему…
Писатель
вовлекает читателя в круг переживаний своего героя, описывая его переживания
по поводу…(передавая его размышления о …)
|
3.
|
Отражение позиции
автора исходного текста
|
От вас требуется не
сформулировать позицию автора вообще, а показать его мнение по выделенной вами проблеме.
Авторская позиция
в публицистическом стиле часто обозначена прямо, ее легко можно обнаружить. Если
текст художественный, то важно обратить внимание, как она заявлена: прямо или
косвенно
|
Автор убеждён, что…,
и подобная уверенность имеет свои основания.
Автору важно
убедить читателя в том, что…
Автор стремиться
донести до
читателя мысль о том, что…
Решая проблему,
автор приходит к выводу: …
… – в этих
словах, по–моему, отражена основная проблема текста.
… – это
высказывание точно отражает мысль автора.
Позиция автора
очевидна:…
Автор
прямо не высказывает свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но
исподволь подводит читателя к мысли о том, что…
|
4.
|
Выражение своего
отношения к позиции автора.
|
Если вы
соглашаетесь с позицией автора, то высказываемый вами тезис должен
дублировать позицию автора или быть созвучным с ней.
Именно
сформулированный вами тезис вы впоследствии доказываете аргументами.
|
Я (не) согласен с
автором, потому что …, и считаю…
Нельзя не
согласить с автором в том, что…
Я разделяю
негодование (неприятие, восторг) автора и думаю…
Автор убедительно
доказывает, что…
Автор, по–моему,
не совсем прав, утверждая, что…
Точка зрения
автора, конечно, интересна, но я считаю, что…
Я считаю, что автор
не совсем справедливо говорит о том, что…
|
5.
|
Аргументация
экзаменуемым собственного мнения по
проблеме
|
Доказывая,
приводим 2 аргумента, обращаясь к примерам читательского или
жизненного опыта.
Собственное мнение должно быть высказано корректно. Ваши аргументы не должны
повторять то, что прозвучало в исходном тексте.
Очень важно,
чтобы ваши аргументы подтверждали, доказывали вашу точку зрения, а не были
просто иллюстрацией на ту же тему.
Важно доказать,
почему вы так думаете.
(Аргументами,
основанными на жизненном опыте, считаются не только случаи из жизни, но и
научные факты, исторические примеры, примеры из художественных фильмов или
СМИ о реальных событиях)
|
Обратимся к
(произведению…)
Достаточно
привести такой пример…
Это можно
доказать следующим образом..
Подтверждением
сказанному может служит следующий факт…
Приведу ещё один
пример, доказывающий мою точку зрения.
В этом легко
убедиться, обратившись к…
В качестве
примера из художественной литературы, подтверждающего мою точку зрения (тот
факт, что)…
Следующий
литературный пример, как мне кажется, является еще одним убедительным
аргументом в пользу того, что …
Другим примером,
подтверждающим, что…
У каждого из нас,
наверное, есть немало примеров из своего жизненного опыта, которые
доказывают, что…. Приведу такой пример из своей жизни. (Хочу рассказать о
случае из своей жизни.) ИЛИ Так примером (чего? Н-р: бескорыстной
преданности) является (н-р: пес Хатико), который….
Каждый
аргумент начинать с нового абзаца.
Приводить
примеры, ссылаясь на примеры из художественной литературы, авторитетных людей
или из своей жизни и жизни окружающих.
|
6.
|
Заключение
|
2-3 предложения,
подводящие итог сказанному
|
В заключение
хочется сказать, что…
Подводя итог
сказанному, хочется еще раз сказать, что..
В заключениЕ
хочется отметить…
Все вышесказанное
позволяет сделать вывод о том, что..
Хочется верить,
что читатели задумаются над поднятой NN проблемой и поймут, насколько
…
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.