суббота, 17 марта 2018 г.

ПАМЯТКА ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


ПАМЯТКА ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
                                                                                         


Части соч.
Пояснение
Шаблоны

ВСТУПЛЕНИЕ
2-3 предложения
Предложенный для анализа текст N произвел на  меня большое впечатление. Этот текст о …(тема ОЧЕНЬ КРАТКО)
1.                   
Формулировка проблем исходного текста
Проблема формулируется как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже.
Проблем может быть несколько.
Какую проблему выбрать? Важно выбрать тот вопрос, над которым автор размышляет больше всего и по поводу которого отчетливо заявлена авторская позиция.

Если вы сформулировали несколько проблемных вопросов, то сделайте переход к основной проблеме: Эти и другие вопросы затрагиваются в тексте известного писателя NN. Однако наиболее детально рассматривается проблема (чего?)
ИЛИ   Однако наиболее важным мне кажется такой: …(формулировка проблемы в виде вопроса)
Проблема (дальше П.) памяти о своих истоках, о своём детстве (почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);
-П. роли детства в жизни человека (почему детство – важнейший этап жизни человека?);
-П исторической памяти (зачем человеку хранить память о прошлом? что значит любить свою семью и свою Родину?);
-П памяти об отчем доме (почему нельзя забывать отчий дом?);
-П оценки такого периода жизни человека, как детство (действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? какова роль детства в становлении личности?);
-П нравственной прочности человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?);
-П развития и сохранения русского языка (обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?);
-П влияния человека на природу (какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния);
П восприятия человеком природы как живой материи (должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?);
-П несправедливости социального устройства общества (естественно ли деление людей на богатых и нищих, правильно ли устроено общество?);
-П отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных (думают ли сытые и богатые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?);
-П внутреннего противостояния искушению изобилием (могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилию и не озлобиться?);
-П выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?)
-П ответственности человека перед самим собой и обществом (может ли человек быть свободным от общества, от других людей?);
-П коммерциализации культуры.
2.                   
Комментарий к сформулированной проблеме исходного
текста
Кому адресован текст?
Какова степень актуальности текста?
Как автор подходит к решению этой проблемы?
Насколько освещена эта проблема в литературе? СМИ?
Кто из авторов касался ее?
Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?
Какова точка видения писателя? Может автор показывает это глазами рассказчика, говорит от имени героя?
С каким настроением пишет автор? Что подчеркивает?
Что из этого следует? К каким выводам подводит нас?
Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу (к данной проблеме) NN обращается к…
Автор особо подчеркивает тот факт, что …
Позволяя читателям самим давать нравственные оценки поступкам своих героев, автор наталкивает их на мысль о том, что … (заставляет размышлять над тем, что…)
Этот вопрос актуален как никогда.
Автор текста приводит примеры того, как люди по- разному относятся к …
NNпытается понять причины того, почему…
Писатель вовлекает читателя в круг переживаний своего героя, описывая его переживания по поводу…(передавая его размышления о …)

3.                   
Отражение позиции автора исходного текста
От вас требуется не сформулировать позицию автора вообще, а показать его мнение по выделенной вами проблеме.
Авторская позиция в публицистическом стиле часто обозначена прямо, ее легко можно обнаружить. Если текст художественный, то важно обратить внимание, как она заявлена: прямо или косвенно
Автор убеждён, что…, и подобная уверенность имеет свои основания.
Автору важно убедить читателя в том, что…
Автор стремиться
донести до читателя мысль о том, что…
Решая проблему, автор приходит к выводу: …
… – в этих словах, по–моему, отражена основная проблема текста.
… – это высказывание точно отражает мысль автора.
Позиция автора очевидна:…
Автор прямо не высказывает свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что…
4.                   
Выражение своего отношения к позиции автора.
Если вы соглашаетесь с позицией автора, то высказываемый вами тезис должен дублировать позицию автора или быть созвучным с ней.
Именно сформулированный вами тезис вы впоследствии доказываете аргументами.
Я (не) согласен с автором, потому что …, и считаю…
Нельзя не согласить с автором в том, что…
Я разделяю негодование (неприятие, восторг) автора и думаю…
Автор убедительно доказывает, что…
Автор, по–моему, не совсем прав, утверждая, что…
Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…
Я считаю, что автор не совсем справедливо говорит о том, что…
5.                   
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по
проблеме
Доказывая, приводим 2 аргумента, обращаясь к примерам читательского или
жизненного опыта. Собственное мнение должно быть высказано корректно. Ваши аргументы не должны повторять то, что прозвучало в исходном тексте.
Очень важно, чтобы ваши аргументы подтверждали, доказывали вашу точку зрения, а не были просто иллюстрацией на ту же тему.
Важно доказать, почему вы так думаете.
(Аргументами, основанными на жизненном опыте, считаются не только случаи из жизни, но и научные факты, исторические примеры, примеры из художественных фильмов или СМИ о реальных событиях)
Обратимся к (произведению…)
Достаточно привести такой пример…
Это можно доказать следующим образом..
Подтверждением сказанному может служит следующий факт…
Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения.
В этом легко убедиться, обратившись к…
В качестве примера из художественной литературы, подтверждающего мою точку зрения (тот факт, что)…
Следующий литературный пример, как мне кажется, является еще одним убедительным аргументом в пользу того, что …
Другим примером, подтверждающим, что…
У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из своего жизненного опыта, которые доказывают, что…. Приведу такой пример из своей жизни. (Хочу рассказать о случае из своей жизни.) ИЛИ Так примером (чего? Н-р: бескорыстной преданности) является (н-р: пес Хатико), который….
Каждый аргумент начинать с нового абзаца.
Приводить примеры, ссылаясь на примеры из художественной литературы, авторитетных людей или из своей жизни и жизни окружающих.
6.                   
Заключение
2-3 предложения, подводящие итог сказанному
В заключение хочется сказать, что…
Подводя итог сказанному, хочется еще раз сказать, что..
В заключениЕ хочется отметить…
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что..
Хочется верить, что читатели задумаются над поднятой NN проблемой и поймут, насколько …




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.